Обзор наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS

Обзор наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS

Автор Максим Шмельков  fresh-hifi.ru

Стильные, модные, красивые – всё это никак не относится к наушникам Stax серии Lambda. Пожалуй, даже сами разработчики и владельцы японского бренда Stax не будут отрицать, что с точки зрения дизайна, упомянутые наушники и основная часть ассортимента усилителей застряла где-то в 70-80 годах последнего столетия прошлого тысячелетия. Это тот самый случай, когда вместо внешнего лоска производитель делает выбор в сторону высочайшего качества звука.

Итак, если наушники для Вас по большей степени не средство наслаждения любимой музыкой, а модный аксессуар, дополняющий ваш образ, то Stax точно не для вас. Специально для таких случаев в продаже имеется достаточное количество красивых моделей из премиальных материалов (метал, кожа, дерево) в различных сочетаниях, но в то же время обделённых музыкальными талантами. Если же задачи удивлять гостей внешним видом своей аппаратуры не стоит, а сознание и внутренний голос твердят, что пора уже прикоснуться к искусству сильнее и окунуться в музыку с головой, то Вы точно готовы сделать уверенный шаг на встречу наушникам Stax SR-L700 в паре с усилителем Stax SRM-006tS.

Обзор Stax SR-L700

Аудиоэкзотика – именно так хочется назвать тестируемый комплект. Причина этого весьма проста и кроется она в принципе работы наушников. Stax SR-L700 являются электростатическими наушниками. Хотя сам принцип работы электростатического преобразователя известен не один десяток лет и новым его никак назвать не получается, в силу определённых причин электростаты не получили широкого распространения, и, тем самым, заслужили почётное звание аудио экзотики. Если постараться, то в настоящий момент можно найти десяток-другой производителей электростатических акустических систем, ещё сложнее навскидку назвать столько же брендов электростатических наушников. Именно поэтому, точно также как при упоминании копировального аппарата автоматически вспоминается Xerox, любое упоминание об электростатических наушниках мгновенно наталкивает на мысли в первую очередь о Stax.

Что на счёт технологий?

Рискну предположить, что большинство читателей этого обзора знакомы с принципом работы электростатического динамика. Тем не менее, для тех, кто может этого пока не знать, я уделю этой теме пару строк. Если в обычных, самых распространённых, электродинамических наушниках используются привычные нам драйверы, состоящие из диффузора, прикреплённой к нему звуковой катушки, магнитной системы и прочих элементов, то в электростатических наушниках всё совсем иначе. Вместо привычных динамиков в них используется тончайшая полимерная плёнка, натянутая между двумя электродами. На плёнку (мембрану) подаётся напряжение 580 вольт, при этом аудио сигнал подаётся на электроды, закреплённые по обе стороны от мембраны. Переменное напряжение звукового сигнала заставляет мембрану притягиваться к электроду с противоположной полярностью и отталкиваться от электрода с аналогичной полярностью. Полярность электродов меняется, что заставляет мембрану вибрировать со звуковой частотой. В результате этих движений появляется звук. Само собой, что процесс является более сложным, тем не менее, для наших целей вполне достаточно этого упрощённого описания.

Обзор Stax SR-L700

Преимущества и недостатки комплекта из наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS?

Какие же преимущества дают электростатические динамики, а что, напротив, усложняет жизнь их обладателя? Основным преимуществом любых «плёночных» наушников является чрезвычайно низкая масса драйвера. В нашем случае речь идёт о полимерной мембране, толщина которой менее 2-х микрон (если верить заявлению производителя), а про её вес говорить и вовсе нет никакого смысла, ведь она практически невесома. Небольшой, практически отсутствующий вес мембраны позволяет ей точнейшим образом реагировать на мельчайшие нюансы звукового сигнала, не упуская даже самых тихих и деликатных его составляющих. Низкая инерция гарантирует не только мгновенную реакцию на поступающий сигнал, но и мгновенную остановку мембраны сразу после его прекращения. Итогом таких способностей является максимальное снижение искажений и максимально неокрашенный звук. По крайней мере в теории это всё действительно так. Что же происходит на самом деле, мы постараемся разобраться по ходу нашего тестирования.

Обзор Stax SR-L700

Если всё настолько прекрасно, то в чём же кроется подвох? У любого достоинства всегда имеется оборотная сторона медали. В нашем случае не стоит говорить о недостатке, ведь это ни что иное, как вынужденная особенность. Если Вы внимательно читали начало обзора, особенно ту часть, которая посвящена описанию принципа действия электростатического преобразователя, то наверное обратили внимание на упоминание о напряжении 580 Вольт, которое подаётся на мембраны. Так вот, дело в том, что подаётся оно с фирменного усилителя Stax. Вот тут-то и кроется та самая «вынужденная особенность» – электростатические наушники Stax могут работать только в паре с фирменными усилителями Stax. Такое положение дел продиктовано не только особенностями технологии, но и использованием особого 5-контактного разъёма, который Вы не сможете пристроить ни к какому другому обычному усилителю для наушников. Если быть до конца откровенным, то есть пара брендов, имеющих в своём ассортименте усилители, способные работать с наушниками Stax, но их очень мало и ценники на упомянутые модели отнюдь не бюджетные. Производитель же настоятельно рекомендует не экспериментировать и пользоваться только фирменными усилителями, в противном случае Stax снимает с себя всю ответственность за повреждение наушников.

Обзор Stax SR-L700

Как и из чего сделаны наушники Stax SR-L700?

Итак, пора от общих вопросов переходить к частным. Сегодня в нашем распоряжении оказался комплект Stax SR-L700 и усилитель Stax SRM-006tS. Как Вы уже поняли, в случае продукции Stax рассматривать звучание стоит исключительно с точки зрения комплекта, чем мы, собственно и займёмся.

Тестируемая сегодня модель наушников Stax SR-L700 относится к линейке Lambda, в которой является старшей моделью по отношению к двум другим. Отличительной чертой линейки Lambda по отношению к более дорогостоящим моделям является особенно странный внешний дизайн, который не совсем ассоциируется с современным и весьма дорогостоящим продуктом. Вопросы вызывает не только внешний вид, но и используемые материалы.

Большинство потребителей привыкли, что высокая стоимость наушников гарантирует наличие максимального количества элементов из металла, кожи и дерева и минимальное количество деталей из пластика. Когда речь заходит о Stax SR-L700, то тут всё совсем наоборот. Наушники полностью пластиковые, включая все крепления и подвижные элементы (в анонсированной обновлённой модели Stax SR-L700 Mk2, которая готовится к выпуску, часть элементов будет уже из алюминия). Практически все мягкие элементы выполнены из высококачественного мягкого заменителя кожи и лишь та часть амбушюров, которая непосредственно примыкает к голове слушателя, выполнена из натуральной кожи (боковая окантовка амбушюров, не касающаяся головы, выполнена из заменителя кожи). Казалось бы, вот он когнитивный диссонанс между ценой и материалами, но замешательство улетучивается, когда наушники оказываются на ушах и в них начинает звучать знакомая музыка.

Обзор Stax SR-L700

 

Между прочим, называть продукцию Stax наушниками не совсем верно, ведь сам производитель называет их не «Headphones» (наушники или «головные телефоны» в дословном переводе, как их любят называть некоторые древние профильные русскоязычные издания), а Earspeakers (что-то вроде «колонки для ушей»).

Несмотря на то, что я не припомню сообщений о том, что кто-то умудрился сломать наушники Stax, обращаться с ними надо с осторожностью. Лёгкое опасение могут вызывать весьма тонкие пластиковые держатели чашек, явно не рассчитанные на то, чтобы над ними издевались и прилагали к ним лишнее усилие. Стоит отметить, что при аккуратном обращении целостности конструкции ничего не угрожает.

Наушники упакованы в весьма скромную коробку из сравнительно тонкого картона, что ничуть не сказывается на их сохранности при транспортировке. Внутри коробки сами наушники надёжно защищены прочным пенопластовым коробом, удерживавшим их в неподвижном положении.

Обзор Stax SR-L700

Несколько слов об усилителе Stax SRM-006tS

Stax выпускает ламповые, гибридные и транзисторные усилители для своих наушников. Усилитель Stax SRM-006tS является младшим ламповым аппаратом в ассортименте бренда и рассчитан на работы с двумя наушниками одновременно. В конструкции усилителя используется пара ламп 6FQ7 / 6CG7. Аппарат имеет полностью балансную конструкцию, в том числе за счёт использования изготовленного на заказ 4-канального регулятора громкости. Отдельное внимание уделяется максимально короткому пути сигнала. На задней панели можно найти одну пару балансных XLR и две пары несимметричных RCA входов. Одна пара RCA входов имеет сквозной выход. Это позволяет «безболезненно» включить SRM-006tS в полноценную стационарную домашнюю аудио систему в разрыв между источником сигнала и усилителем для акустических систем. Это очень актуальная возможность в случае, если источник сигнала имеет всего одну пару аналоговых выходов, которую невозможно поделить между обычным усилителем и усилителем для наушников.

Обзор Stax SRM-006tS

Stax SRM-006tS

Представленный на тест аппарат идеально сочетается с наушниками не только с технической и «звуковой» точек зрения, но и по своему внешнему виду. Дизайн усилителя также задержался как минимум в 1990-х годах, что ничуть не сказалось на его звучании, которое соответствует самым смелым ожиданиям.

Серебристая передняя панель без особых изысков и серый крашеный корпус не выдают в аппарате достойного исполнителя, заставляя скептиков неуверенно топтаться возле него, не возлагая на звучание особых надежд и не решаясь взяться за прослушивание. Тут стоит взять себя в руки и признать истину, что не всё то, что красиво выглядит, обязательно будет хорошо звучать и, напротив, то что не привлекает к себе внимание может удивить своими талантами.

Stax SRM-006tS

Stax SRM-006tS

Учитывая ламповую природу схемотехники Stax SRM-006tS нет ничего странного в том, что усилитель будет греться. Для охлаждения внутреннего пространства используется процесс естественной конвекции, организованный за счёт наличия вентиляционных отверстий в нижней и верхней частях корпуса. От пользователя требуется лишь правильно разместить усилитель, позволив ему охлаждаться и не перегреваться.

Упакован Stax SRM-006tS в весьма скромную и неприметную картонную коробку, которая лишь незначительно превышает размеры самого аппарата. От возможного повреждения усилитель защищён лишь парой сравнительно тонких пенопластовых ложементов, удерживающих его за переднюю и заднюю поверхность.

Как наушники Stax SR-L700 сидят на голове?

Настал момент первой примерки необычных во всех отношениях наушников. Большие прямоугольные чашки и весьма внушительных размеров дуга оголовья никак не позволяют поселиться в сознании мысли об удобстве ношения тестируемой модели. Отчасти эти опасения не беспочвенны и имеют право на существование. Первая примерка и вправду порождает весьма непривычные ощущения, к которым быстро привыкаешь. Разработчики позаботились о том, чтобы Stax SR-L700 смогли удобно разместиться на любой голове. Большое оголовье с механизмом регулировки в виде ползунка можно подогнать под любой размер головы, а большие чашки без проблем вместят даже самые большие уши.

Обзор Stax SR-L700

Stax SR-L700

Привыкание к Stax SR-L700 происходит в первые 3-5 минут прослушивания, по прошествии которых про наушники забываешь. Посадка модели весьма удобная. Сила прижима амбушюров к голове практически идеальная. Наушники не сдавливают голову, что в совокупности с мягким наполнителем амбушюров создаёт невероятный комфорт и полностью устраняет какой-либо эффект утомления. Тут нет места маркетингу и рекламе материалов с эффектом памяти рельефа головы, тут лишь классические простые мягкие наполнители, которые превосходно справляются со своей задачей. Немаловажную роль в удобстве и отсутствии усталости от прослушивания играет небольшой вес модели, который составляет всего 370 грамм без учёта кабеля. К слову сказать, упомянутый кабель является не съёмным, а его длина составляет 2,5 метра. Обновлённая версия Stax SR-L700 Mk2, по заявлению производителя, будет оснащаться съёмным кабелем.

Обзор Stax SR-L700

 

Как звучит комплект из наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS?

Учитывая, что Stax SRM-006tS является полностью аналоговым усилителем, для прослушивания нам потребуется источник и достойный цифро-аналоговый преобразователь. Как и в предыдущих тестах выбор пал на проигрыватель OPPO в качестве источника для проигрывания аудиофайлов с внешнего жёсткого диска и с компакт-дисков. Как бы ни хвалила компания OPPO свои ЦАПы, мы предпочтём ими не пользоваться и будем забирать сигнал по цифре с последующим перенаправлением его на внешний цифро-аналоговый преобразователь Qutest от широко известного бренда Chord Electronics. Между ЦАПом и усилителем проложим межблочные кабели Nordost Blue Heaven.

Учитывая упомянутые выше теоретические преимущества «плёночных» наушников перед традиционными, можно ли заранее назвать сегодняшний комплект из наушников Stax SR-L700 и усилителя Stax SRM-006tS идеальным вариантом с претензией на абсолютное лидерство? Скорее всего, сразу отвечать на этот вопрос будет не совсем верно и электростатическому комплекту придётся побороться за своё место в числе фаворитов. Признаться честно, традиционные электродинамические наушники, а вернее топовые модели некоторых брендов добились неплохих результатов в звучании и теперь явного преимущества у какой-либо технологии нет, различия кроются в деталях и нюансах, которые, в конечном итоге и определяют выбор.

Как я уже говорил, к посадке эксцентричных наушников надо привыкнуть в первые несколько минут. Как только это процесс завершён, можно сразу же приступать к прослушиванию. Но для начала давайте определимся, чего можно ожидать от комплекта? Начнём с очевидного. Наушники имеют открытую конструкцию. Это означает, что задняя поверхность излучателя открыта также, как и та, что обращена в сторону уха. Это означает, что наушники вещают одинаково хорошо, как в уши слушателю, так и в окружающее его пространство. Это означает, что всё то, что Вы слушаете в наушниках слышат и те, кто сидит рядом с вами, или, по крайней мере, находятся в одном помещении с Вами. Вторым моментом является то, что слушатель тоже слышит через наушники то, что происходит в помещении, если звуки достаточно громкие, а музыка в наушниках звучит тише. С этой точки зрения стоит сделать вывод, что комплект поможет слушать музыку без проблем, присущих акустическим системам (в первую очередь, зависимости звучания от характеристик помещения) и без звонков от соседей. В тоже время полностью отгородиться наушниками от членов семьи, ровно как и отгородить их от своей музыки, полностью не получится. Ночное прослушивание в одной комнате со спящими тоже не получится, но соседняя комната для этого уже точно подойдёт.

Тем не менее, при всех, казалось бы, недостатках открытые наушники обладают и достаточными преимуществами перед закрытыми моделями. В частности, звучание становится более открытым и прозрачным, детальным и воздушным, а главное чуть менее утомительным. Всё это, а заодно и снижение искажений, является заслугой отсутствия позади драйвера закрытой камеры с воздушным объёмом, обладающим определённой упругостью и ограничивающим свободное движение драйвера (в нашем случае мембраны). Использование тончайшей мембраны в отличие от привычных динамиков добавляет ожиданий. В частности, должно прибавиться детальности и точности звучания за счёт мгновенной реакции невесомой мембраны на поступающий сигнал и мгновенной остановки после его прекращения.

Понять, а вернее, осознать, что звучание знакомых треков стало лучше, получается не сразу. Поначалу не покидает ощущение того, что что-то поменялось, но ощущения некоторое время остаются двойственными. При переходе с закрытых наушников на открытые, а тем более на «плёночные», это вполне обычное дело.

Первое что бросается в глаза, а вернее сказать в уши, это изменения в нижнем регистре. Баса становится меньше, меняется его характер и суть. Он уже на давит на уши и не доминирует над всем частотным диапазоном, что нередко случается в недорогих закрытых наушниках, вместо этого бас правильный и структурированный. Что немаловажно, от записи к записи, от жанра к жанру, характер воспроизведения низких часто меняется. Это означает, что наушники и усилитель не имеют ярко выраженного собственного звучания, что, несомненно, благотворно влияет на натуральность звучания. Проще говоря, комплект не «зачёсывает» все треки под одну гребёнку.

Такие новости о низких частотах явно не порадуют сторонников грохота, слушающих преимущественно электронную клубную музыку, где вся суть по большей части именно в громогласном однообразном басовом ритме. В этом случае, пожалуй, стоит выбрать более дешёвые массовые наушники из ближайшего гипермаркета электроники, ведь громко бубнить в уши дело не хитрое. Тем не менее стоит признать, что даже в подобной музыке комплект Stax проявляет себя более чем достойно, выдавая пусть и не оглушающий, но зато очень упругий, контролируемый, чистый и чёткий бас. Если же говорить о расслабляющей электронике в стиле Lounge или Chillout, то тут совсем нет никаких нареканий. Мелодичные и расслабляющие ритмы отыгрываются превосходно, очень объёмно с должным напором.

С искусственными электронными низкими частотами разобрались, а как обстоят дела с живыми инструментами? Очень удивили ударные в рок-композициях, которые звучали чётко и хлёстко, без затянутости и однообразности. Разве что большая бас-бочка на этот раз была чуть менее напориста, но значительно более упруга. Благодаря этой особенности звучание ударных не наводило мути на остальные инструменты, позволяя им равноправно звучать. Бас-гитара и контрабас на разных произведениях звучали одинаково весомо и правильно, что в первую очередь ощущалось с том, что эти инструменты не звучали выдвинутыми вперёд.

Обращаясь к классике, стоит отметить таланты электростатов в вопросах разборчивости звучания больших составов. Не могу с уверенностью сказать, что в этом вопросе они существенно обошли ранее прослушанные Sennheiser HD 800 S, но то, что Stax SR-L700 были практически на уровне это точно. Если же вспомнить те же характеристики у планарных конкурентов Audeze LCD-3, то нынешний комплект Stax перешагнул через них и пошёл дальше. Единственной оговоркой тут может быть мощь большого симфонического оркестра, которая передаётся чуть менее грандиозно. Это можно считать оборотной стороной улучшенной разборчивости звучания в деталях. Дело в том, что разделение общей массы инструментов оркестра на составные части происходит, в том числе, и за счёт небольшого снижения сочности звучания каждого из инструментов, что в конечном итоге и даёт чуть меньший напор. Тем не менее, ели перед этим Вы долгое время не жили в паре с наушниками, звучащими хоть сколько-нибудь лучше Stax, эта особенно будет для Вас не такой очевидной, ведь всё познаётся лишь в сравнении.

В малых составах очень приятно было ощущать непревзойдённую виртуозную точность передачи всех нюансов смычковых и духовых, которые звучали словно живые. Передача тембров тех же самых смычковых, а также рояля была достойной, но всё же, порой, это было чуть более педантично и строго, чем ожидаешь от конкретного произведения и его исполнения. Хотя, стоит заметить, что прослушивание альбома Discover от 2Cellos невозможно не почувствовать отличную передачу развязности и дерзости игры на, казалось бы, нежном и деликатном классическом инструменте. Именно тут хочется отметить, что высокие частоты передаются весьма мягко и неназойливо. Скрипки не режут слух и духовые не так пронзительны даже на неудачных записях.

Воспроизведение вокала в целом соответствует общей стилистике звучания комплекта. Идеально чисто, прозрачно, эмоционально и детально, но, в то же время, чуть менее телесно и более воздушно. При прослушивании нередко появляется ощущение воздушности воспроизведения.

Звучание рок-музыки и, в первую очередь, альтернативного рока или металла обладает некоторыми особенностями. Тут можно заменить эффект аналогичный тому, что я чувствовал при прослушивании больших оркестров. Даже самые сложные и перенасыщенные перегруженным звучанием гитар треки воспроизводятся очень разборчиво и понятно. Музыкальное полотно остаётся целостным, но не смешивается в одну кашу. Достойно передаётся энергетика и заложенный драйв, эмоциональность и экспрессия, но напористость и мощь ощущаются чуть слабее. Это позволяет даже самые тяжелые произведения слушать длительное время без малейшей усталости и желания прервать прослушивание.

Итоги:

Экзотика – это всегда нечто особенное, и комплект из наушников Stax SR-L700 и усилителя Stax SRM-006tS является лишним тому подтверждением. Оба компонента очень интересны и способны на очень многое. Лишь обладание некоторыми особенностями воспроизведения определённых жанров, которые разные слушатели будут оценивать по-разному, не позволяет назвать комплект универсальным исполнителем для любого слушателя. Наилучшим образом Stax SR-L700 в паре с усилителем Stax SRM-006tS подойдёт любителю многочасового прослушивания музыки с максимальным комфортом, а также тем слушателям, которые ценят не маркетинговое звучание, а максимально честное и правильное без приукрашивания. Идеальным же вариантом будет иметь два комплекта систем с наушниками, одна из которых будет Stax, а вторая для всех остальных случаев.

 

Автор: Максим Шмельков