Музыкальный сервер Melco N10 тест от Salon AV

Автор: Руслан ТАРАСОВ    Размещено: на сайте SalonAV  Июль 18, 2019

Это устройство может показаться неоправданно дорогим на фоне современных NAS-серверов, которые часто используются в качестве музыкальных хранилищ. Но это точно не тот случай, когда ценность компонента определяется числом доступных в нём терабайт. И сейчас мы разберемся, за какие аудиофильские фичи предлагает заплатить Melco.

МОСТ В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Сегодня, когда мы говорим о цифровых музыкальных источниках, существует как минимум две альтернативы привычным дисковым проигрывателям аудиофильского уровня. Это набирающие популярность сетевые аудиостримеры с внешними или внутренними хранилищами и уже проверенная комбинация из ноутбука Apple на SSD, продвинутого программного плеера и качественного внешнего USB-DAC (если вы заметили, то именно такой источник в качестве носимого «референса» я давно использую во многих обзорах). Но далеко не все любители музыки воспринимают подобные инновации всерьез. Все эти стримеры и NAS-ы, серверы и роутеры пока прочно ассоциируются с банальной компьютерной техникой, где качеству звучания никогда не отводилась главная роль. Параллельно возникают споры и по поводу адекватной стоимости таких компонентов. Мало кто готов выложить за музыкальный сервер, представляющий из себя, по сути, миникомпьютер с Ethernet-коммутатором, столько же денег, сколько и за дорогой виниловый «стол» с крутым тонармом, раскошелившись заодно на USB- и LAN-кабели соответствующего аудиофильского грейда. Нам кажется, что все это должно стоить дешево – как и вся компьютерная периферия.

Главный объект нашего теста – цифровая музыкальная библиотека N10 – по факту является сетевой платой, дополненной 2,5-дюймовым винчестером на 3 Тб и OLED-дисплеем.

Не стану убеждать вас в том, что сетевые устройства от Melco устроены по-другому или они совсем иные в принципе, чтобы оправдать их ценник (подчас обескураживающий). Главный объект нашего теста – цифровая музыкальная библиотека N10 – по факту является сетевой платой, дополненной 2,5-дюймовым винчестером на 3 Тб и OLED-дисплеем. Основной Head Unit помещен в солидный алюминиевый корпус на трех антивибрационных ножках TAOC, и в точно такой же короб вынесен линейный блок питания для него. Конечно, вся эта «обертка» тянет от силы на пару сотен евро, тогда как просят за всю систему несоизмеримо больше, что и рождает подозрение в наличии нехилой коммерческой накрутки за наше с вами стремление к абсолюту. Однако, чем ближе знакомишься с N10 по его 56-страничному (!) мануалу, тем больше находишь подтверждений тому, что это обоснованная доплата за огромную инженерную работу, не имеющую себе аналогов, проделанную специалистами Melco.

Начнем с классификации. Строго говоря, N10 следует отнести к устройствам хранения аудиофайлов – мультистандартного типа, способным общаться в сети по разным протоколам, в которое можно записывать и выводить для проигрывания практически все известные Lossy, DSD- и PCM-форматы – однобитовые с частотой до 11,3 МГц, а 16-32-битовые – до 384 кГц (пользователи сообщают, что система нормально работает и с файлами с вдвое большей частотой, но я не проверял). Хранение осуществляется на специально подобранном под наши аудиофильские нужды HDD, который закреплен на 3-миллиметровом стальном шасси и всесторонне звукоизолирован. Вместительность архива можно легко увеличить вдвое подключением еще одного 3-терабайтного блока E100, а перенос музыки с компакт-дисков при максимально точном соответствии оригиналу осуществлять при помощи высокоточного транспорта D100 (дополнительные блоки, как видите на фото, выполнены в аналогичных корпусах). Под всю внешнюю накопительную «периферию» отводится отдельное гнездо USB Type A 2.0 сзади и такое же на лицевой панели. К ним, разумеется, также можно подключать и стандартные USB-флешки или портативные HDD (поддерживаются все распространенные файловые системы: FAT32, exFAT, NTFS, HFS Plus).

Для USB-DAC можно задать то, как будет транслироваться поток DSD: стандартным протоколом, совместимым DoP или же вообще в PCM (после внутренней конвертации).

При этом N10 может служить вам и просто плеером. У него его есть собственный интерфейс управления и индикации, хотя нет выходов аналогового сигнала, поэтому обязательно потребуется дополнение в виде внешнего ЦАПа или сетевого проигрывателя с конвертором. К слову, подключив и то, и другое, я неожиданно выявил одну недокументированную особенность: оказывается, с выхода USB можно воспроизводить один поток, а по Ethernet на другой плеер в это же время отдавать другой, управляя процессами проигрывания с разных приложений.

Какие это приложения, насколько они удобны и совместимы – вопрос, требующий отдельного изучения. У меня не было времени вникнуть в него глубоко, но вообще вариантов много – соответствующие программы есть и под iOS, и под Android, и под другие операционки. Хранящийся в N10 контент после несложной «прописки» IP-адресов и логинов/паролей доступа, например, нетрудно «увидеть» и с компьютеров Apple или Windows штатными проводниками и браузерными средствами (что позволяет проделывать различные манипуляции с файлами, папками, плейлистами, а в ряде случаев включать и проигрывание).

Из чисто пуристских соображений N10 лишен и беспроводных интерфейсов, а все терминалы «по меди» гальванически развязаны.

А еще нам доступны расширенные настройки вывода сигнала. Для USB-DAC можно задать то, как будет транслироваться поток DSD: стандартным протоколом, совместимым DoP или же вообще в PCM (после внутренней конвертации). А выделенный специально под внешний проигрыватель Ethernet-порт можно переключить из дефолтного «мостового» режима в «изолированный». В последнем случае N10 собой как бы подменит Сеть: выдаст сетевому плееру синтетический IP, отрежет его от интернета и всей сетевой инфраструктуры. Зато именно так будет достигнута максимальная изоляция аудиоканала от всего служебного трафика, управляющих команд и прочих данных, не имеющих отношения к аудио. Все это в избытке передается во всех сетевых протоколах, но, по сути, для звука являются «цифровой грязью».

В работе аппарат бесшумен и практически не нагревается – ему не требуется активное охлаждение. Производитель не упоминает ни чипсетов на портах, ни тип главного процессора. Известно лишь, что систему обслуживает специально написанная легкая операционка, а не что-то громоздкое или адаптированное из уже известных программных систем – она не нагружает центральный процессор выполнением ненужных операций. Из чисто пуристских соображений N10 лишен и беспроводных интерфейсов, а все терминалы «по меди» гальванически развязаны. Поэтому и в мостовом режиме хранилище продолжает выполнять роль этакого цифрового «чистилища» между домашней сетью и чувствительными блоками аудиосистемы.

Вот теперь и подведем промежуточный итог. Перед нами особенный сетевой концентратор с функцией хранения, вся архитектура которого заточена исключительно для достижения гарантированной побитовой целостности оригинального звука, отсечения любых помех и безджиттерного воспроизведения (последнее, правда, зависит в большей степени от кабелей и компонентов, идущих следом в тракте). Это и есть главная фишка N10, отличающая этот аппарат от всех прочих серверов и коммутаторов, реализованных, как правило, на стандартных сетевых решениях.

Звук свободно и четко выстроился на флангах, прояснился в басах, приобрел бархатные оттенки в середине и стал более различимым в плане всех «атмосферных» составляющих.

Появиться на свет такой девайс мог лишь благодаря удачному совпадению – основатель мощного электронного холдинга (в Японии является крупнейшим производителем систем хранения данных – марка Buffalo наверняка многое скажет IT-специалистам), оказывается, с давних пор сам является ярым аудиофилом. Именно с его подачи сначала были разработаны и сделаны аудиофильские NAS-серверы, а в 2016-м учреждена отдельная компания, чью продукцию мы и теперь изучаем. И, похоже, у разработчиков планы на новое направление довольно серьезные. Внутренний софт у Melco, например, совершенствуется постоянно. В нашей версии N10 стояли июньские апдейты и уже было «вшито» подключение, позволяющее скачивать музыку напрямую с внешних музыкальных баз (HiResAudio, e-Onkyo Music, Ototoy, Mora). На очереди – веб-радио, стриминг с Tidal и Qobuz, мультизонирование, включение каталогизатора Roon и т.д.

Функции функциями, но однажды послушав N10, вы выберете его именно за звучание. Этот компонент вносит очень большие изменения в характер воспроизведения, хотя проявляются они не там, где мы привыкли (динамика, баланс, разрешение и т.д.), а в несколько ином поле. В некоторых включениях (аппарат тестировался в двух системах и в десятке разных конфигураций аудиотрактов) он вообще стирал отличия между аналоговой и цифрой школами, позволяя достичь и художественной выразительности, и безупречной точности.

Во всех тестах мы прослушивали одну и ту же подборку музыкальных композиций. Файлы были и обычного CD-качества, и «хай-резы» (PCM и DSD), но это были в основном не особые аудиофильские треки, а как раз живые, самые неоднозначные и самые трудные для верного воспроизведения музыкальные фрагменты. Каждую системную конфигурацию сначала запускали без Melco, чтобы получить общее представление, а уже затем оценивали результат при его включении и изменении режимов.

Тот же контент с Melco звучит иначе – добавляется столько пластики, что недорогой редакционный мультибитник можно даже не узнать.

Итак, эталонно настроенная система с тщательно подобранными кабелями, получающая питание через фильтры – она сама по себе звучит так, что, кажется, уже ничего и не прибавить. Если имеющийся в тракте сетевой проигрыватель получает поток от обычного роутера и NAS, то даже не знаешь, к чему придраться – каких-то отклонений или «аппаратного» оттенка, который выдавал бы в системе проблемы, попросту нет. Но если поток начинаем получать с N10, причем в обычном мостовом режиме, то будто бы изменилась не система, а само помещение и вся его внутренняя акустика – звук свободно и четко выстроился на флангах, прояснился в басах, приобрел бархатные оттенки в середине и стал более различимым в плане всех «атмосферных» составляющих. На таком фоне еще острее и натуралистичнее стали восприниматься динамические контрасты и особо сложные колоритные тембры. Важно, что такой же очищенно-выделенный характер звучания сохранился и после того, когда мы решили послушать все с NAS, но уже через N10. Японский сервер действительно сработал в тракте как своеобразный упорядочивающий фильтр.

Что изменится, если в ту же систему мы теперь заведем сигнал через USB-ЦАП, причем для чистоты эксперимента сначала источником будет «Макбук», а затем – Melco? В первом случае сразу обращаешь внимание на все недочеты включенного конвертора – его чуть грубоватый динамический рисунок, упрощенный бас и замыленную микродетальность. Впрочем, система отлично показывает и все достоинства компактного ЦАПа, который служит нам этаким «мобильным референсом»: отменно выдержанный тональный нейтралитет, правдоподобные тембры, образцово четкую трехмерную сцену. Но тот же контент с Melco звучит иначе – добавляется столько пластики, что недорогой редакционный мультибитник можно даже не узнать. При этом устраняется замыленность в микродинамике – вместо техничного, но не слишком красивого «приборного» саунда, система начинает выдавать нечто живое. Челюсть окончательно падает на пол, когда я пробую послушать тестовые треки не с внутреннего хранилища Melco, а со вставленной в него флешки. На некоторых записях появляется такая четкость на удаленных планах и бездонная глубина, что даже в мареве гулких откликов концертного зала можно легко отследить перемещения каждого источника звука. Какая-то запредельная визуализация всех образов!

Это был тот самый звук, который нельзя было назвать ни цифровым, ни аналоговым. Он покорял именно естественностью.

Еще более тонкие эксперименты с Melco мы провели в референсной системе Bryston с активным делением полос (подробный обзор на нее публиковался в «Системных комбинациях». Сетевой проигрыватель в этом сетапе позволит в полной мере оценить преимущества «изолированного» режима, а гораздо более серьезный по классу ЦАП, как и вся система, даст возможность послушать однобитовый контент как есть, без конвертации в PCM.

Итоги таковы. Изолированный режим дает некоторый выигрыш в качестве звучания, но насколько существенным он будет, почти всецело зависит от качества Ethernet-кабеля. На сетевых проигрывателях обычного хай-файного уровня я не находил больших различий между соединителями, а здесь разница проявилась в полный рост. Качественный CAT6, встав на место обычного гибкого пачкорда (седьмая категория, одинарный экран), сразу поставил в звуковой сцене все объекты на свои места и убрал из верхнего регистра едва заметные сухие отголоски. Но то, что сделал после него дорогой кабель CAT7, вообще выходило за рамки понимания – резкая отчетливая прибавка деталировки и гармонического разрешения при одновременном смягчении и обогащении общего колорита! Это был тот самый звук, который нельзя было назвать ни цифровым, ни аналоговым. Он покорял именно естественностью.

Однако самое четкое пространственное разрешение, самую выразительную глубину сцены и наиболее тонкую деталировку система показала при USB-подключении N10 к ЦАПу. Результат я бы описал так: все, что мы получили в чистом «изолированном» режиме с самым дорогим интерфейсным кабелем, но только еще более информативно, визуализированно и внятно (ну разве что с некоторым вычетом абсолютной и басовой динамики). Такая подача даже вызвала споры у всех, кто был на прослушивании. Через сеть музыка воспроизводилась чуточку основательнее, богаче и ярче (лично я это списывал на кабель AES/EBU между проигрывателем и ЦАП – такой интерфейс всем хорош, но он небезгрешен в плане джиттера). А каскад N10 – USB -DAC звучал чище, точнее и более артикулированно, причем настолько, что его вообще не хотелось ни анализировать, ни оценивать – это просто была сама музыка. Особенно при проигрывании файлов DSD частотой 5,6 МГц и выше. Честно говоря, только на тестах Melco я наконец-то и осознал до конца, какой колоссальный потенциал заложен в однобитовом формате.

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Bryston BDP-2
  • Цифроаналоговый преобразователь Bryston BDA-3
  • Предусилитель Bryston BP17
  • Активный процессор Bryston BAX-1
  • Усилитель мощности 6-канальный Bryston 875 HT
  • Акустические системы Bryston Mini T
  • Кабели:
    •  USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
    •  LAN InAkustik Exzellenz CAT6 и Referenz CAT7
    •  Цифровой кабель – Bryston AES/EBU OFC посеребренные
    •  Межблочные XLR и акустические кабели – Bryston OFC посеребренные
    •  Силовые — Neotech OFC UP-OCC в ассортименте

Melco N10

Производитель: Melco Syncrets Inc (Япония)

www.melco-audio.com

Емкость встроенного хранилища: 3 ТБ (2,5” HDD) || Поддерживаемые расширения файлов: DSF, DFF, WAV, LPCM, PCM, AIFF, AIF, FLAC, ALAC, OGG, AAC, APL, AC3, MPA, OGG, MP1, MP2, MP3, M3U, MP4, M4A, 3GP || Поддерживаемая разрядность: 44,1-384 кГц/16-32 бит (PCM), 2,8 – 11,3 МГц/1 бит (DSD) || Подключения: 2 LAN, 3 USB Type-A, шина питания XLR 5 pin || Габариты: 215 x 61 x 269 мм (основной блок), 215 x 61 x 273 (блок питания) || Масса: 3,5 кг (основной блок), 5 кг (блок питания) || Цена: 566 685 руб.