Тест-обзор цифро-аналогового преобразователя Bryston BDA-3 от Fresh Hi-Fi

Автор: Максим Шмельков Fresh-HiFi.ru

 

Как бы бодро не чувствовал себя винил, и как бы резво магнитные ленты не старались вернуться в жизнь аудиофилов, именно цифровой звук стремительнее всего укрепляет свои позиции. В этом свете, особенно сложно отрицать значимость хорошего цифро-аналогового преобразователя в системе. Но тут кроется удивительный парадокс – один из важнейших элементов цифрового тракта оказался под угрозой вымирания. Речь идёт о ЦАП в чистом виде, без встроенных в них стримеров, предусилителей и прочих дополнительных элементов.

На первый взгляд, это утверждение кажется недостоверным, но стоит посмотреть имеющийся текущий ассортимент ЦАП, и картина вырисовывается сама собой. Чистых ЦАП осталось не так уж и много. Всё чаще они встречаются в виде встроенных блоков в интегральные или предварительный усилители. Также они входят в составы стримеров, оснащённых цифровыми входами, так, чтобы к ним можно было подключить дополнительный внешний цифровой источник сигнала. Это весьма удобно если Вы только начинаете строить свою систему. Но как быть, если всё уже есть, и для полного удовольствия не хватает именно ЦАПа без дополнительных функций? Правильно, надо обратить всё внимание на цифро-аналоговый преобразователь Bryston BDA-3.

Bryston BDA-3

Bryston BDA-3 пришёл на смену замечательному Bryston BDA-2, хотя, на мой взгляд, было бы идеально оставить в производстве обе модели, чтобы у более совершенной новинки была более бюджетная альтернатива. Bryston BDA-3 удачно закрыл собой зияющую дыру в общем мультибрендовом ассортименте ЦАП в диапазоне от 150000 до 400000 руб. Дешёвых посредственных ЦАПов пока ещё полно на рынке, а слишком дорогие уже не по карману некоторым энтузиастам высококачественного звучания. Промежуток между этими диапазонами оказался весьма пустым. Именно по этой причине выпуск Bryston BDA-3 оказался как нельзя кстати и спас ситуацию отсутствия предложения.

Заглядывая «под капот» Bryston BDA-3 без труда можно заметить, что компоновка аппарата стала более насыщенной. По сравнению с практически пустым корпусом у BDA-2 в новом Bryston BDA-3 места значительно меньше, а, следовательно, можно ожидать существенных изменений в функциональности и звучании. Стоит ли напоминать, что мы не очень любим обсуждать схемотехнику, так как никакой практической пользы для конечного пользователя эта информация не несёт. Как и прежде, остановимся лишь на функциональности и звучании аппарата.

 

Внешний осмотр Bryston BDA-3

Итак, давайте зайдём с тыла. Тут нас ожидает богатейший ассортимент входов и выходов. Чего тут только нет. Есть всё – от классики до современности. На выбор пользователя имеются совершенно все цифровые входы: оптический Toslink, коаксиальные S/PDIF и BNC, присутствуют также AES/EBU, пара USB-B Audio и сразу 5 HDMI (один из которых работает на выход). В целом, аппарат способен принимать сигналы PCM до 32 бит / 384 кГц и DSD до DSD 256. Полный спектр всех сигналов способен воспринять лишь USB вход. Классика в виде коаксиала и AES/EBU возьмёт на себя не более чем PCM 24 бит / 192 кГц. Оптика и вовсе ограничивается пределом 24 бит / 96 кГц.

Bryston BDA-3

Отдельное внимание уделим разъёмам HDMI. Они всё ещё не частые гости в ЦАП, но, тем не менее, периодически появляются в новинках разных производителей. Вопрос первый – зачем так много? Этот вопрос явно останется без ответа. Четыре входа и один выход – едва ли кто-то сможет задействовать их все.

Сам собой возникает вопрос о видео сигнале. Неужели ЦАП сможет стать своеобразным видео коммутатором? Да, но с очень большими оговорками. Стандарт HDMI тут используется не самый свежий. В то время, как вовсю процветает стандарт 2.1, в Bryston BDA-3 используется лишь 1.4a. По этой причине не стоит рассчитывать на видео форматы с высоким разрешением 8К, хотя 4K проскочить может. Но не стоит воспринимать это как недостаток. Не стоит забывать, что перед нами не видео аппарат, а высококачественный цифро-аналоговый преобразователь. Передача видео со входа на выход лишь второстепенная (можно сказать, побочная) функция. Основное же назначение HDMI, в нашем случае, извлечь аудио составляющую сигнала и качественно преобразовать её в аналоговую форму. Призываем успокоиться тех, кто потирает руки при мыслях о многоканальном аудио, которое аппарат заботливо превратит в стерео запись. Тут это не предусмотрено. Все HDMI входы способны воспринимать лишь двухканальные записи, полностью игнорируя любые многоканальные декодеры. Без проблем и ограничений HDMI воспримет сигнал PCM 24 бит / 192 кГц и DSD сигнал вплоть до DSD 64.

В инструкции по эксплуатации разработчики отвечают на извечный вопрос пользователей о том, какой именно цифровой вход является наиболее музыкальным. По мнению производителя, из S/PDIF входов наилучшее качество обеспечивает BNC, затем RCA (который по привычке называют S/PDIF), на последнем месте расположился оптический Toslink. Вход AES/EBU, по мнению фирмы, превосходит все вышеперечисленные форматы, а USB обеспечивает наилучшую совместимость с различными аудио источниками. HDMI, разумеется, используется там, где он присутствует у источника.

Отдельное внимание уделяется USB-входу. Делая акцент на изначальном предназначении USB для компьютерной периферии, Bryston отдельно подчёркивает, что в BDA-3 используется продвинутый USB Audio Class 2.0. В чем именно заключается продвинутость не уточняется. Лишь вскользь упоминается использование асинхронного протокола и сверх точного тактового генератора. Для современных компьютеров Macintosh и Linux установка драйверов не требуется. Для Microsoft Windows придётся установить драйвер.

С точки зрения аналоговых выходов, на выбор пользователя предлагаются как не симметричные RCA, так и балансные XLR. Стоит отметить, что работают оба варианта разъёмов одновременно. Это значит, что к Bryston BDA-3 можно подключить сразу два компонента. Например по балансу подключить основную систему, а через RCA разъёмы подключить внешний усилитель для наушников или пустить звук на систему multiroom. При этом не придётся переключаться между выходными разъёмами ЦАПа.

Передняя панель усеяна одинаковыми кнопками. Кроме той, что отвечает за апсемплинг сигнала (о ней будет говориться чуть позднее), все остальные присвоены для каждого из входных разъёмов. Это максимально удобно. Никаких экранов и непонятных поворотных ручек. Просто наживаешь на нужную кнопку и дело сделано. Если источник подключен, но сигнала от него нет, то светодиод над нажатой кнопкой светится красным цветом. Как только поступает сигнал, он загорается зелёным, одновременно с чем загораются светодиоды, отображающие параметры дискретизации входящего сигнала.

 

О возможностях Bryston BDA-3

Для особо желающих имеется возможность поиграть с апсемплингом (повышением частоты дискретизации) входящего цифрового сигнала. Для этих целей предусмотрена отдельная кнопка, которая имеет три положения: без апсемплинга, с апсемплингом и Mute. Функция не применима для сигналов, входящих по разъёмам USB и HDMI. Задействование функции повышает частоту дискретизации входящих сигналов 44,1 кГц и 88,2 кГц до 176,4 кГц, в этом режиме светодиод над кнопкой светится жёлтым цветом. Входящие сигналы 48 кГц и 96 кГц повышаются до частоты дискретизации 192 кГц, а светодиод светится зелёным. Когда задействована функция Mute светодиод горит красным.

Целесообразность задействования функции и её влияние на звучание кажутся мне не очевидными. Это касается не именно этого аппарата, а подобной функции в целом. Ведь, по сути, передискретизация не позволит извлечь из записи что-то новое. Что потеряно при оцифровке уже не вернуть. Передискретизация лишь позволяет отодвинуть область работы цифрового фильтра подальше за пределы слышимого диапазона частот. Измерительное оборудование доказывает благотворное влиянии функции на звук, но прослушивание показывает, что звучит хорошо и до включения функции и после.

Кроме привычных повседневных форматов PCM, Bryston BDA-3 способен принимать DSD формат вплоть до DSD256. Аппарат может переваривать как нативный (настоящий, не преобразованный) поток DSD, так и полученный через DoP (преобразованный в PCM формат высокого разрешения). Если формат нативный, то светодиоды напротив соответствующего формата светятся жёлтым цветом, а если формат идёт через DoP, то цвет светодиодов зелёный. То, какой именно поток данных идёт зависит от источника сигнала.

 

Bryston BDA-3 против Bryston BDA-3.14

Пришло время раскрыть все карты до конца. Дело в том, что мы немного слукавили, заявив, что в этом обзоре мы тестируем цифро-аналоговый преобразователь Bryston BDA-3. На самом деле, на тест приехал аппарат Bryston BDA-3.14, но сути дела это не меняет. По факту, это один и тот же аппарат с одной небольшой разницей – в модели BDA-3 нет встроенного стримера, а в BDA-3.14 он уже есть.

Bryston BDA-3.14

Я намеренно умолчал об этом факте, так как в процессе тестирования цифро-аналоговых способностей аппарата встроенный стример не задействовался. Вместо него, в качестве внешнего источника сигнала, выступал Blu-Ray проигрыватель OPPO BDP-103D с которого на ЦАП посылались не только треки с компакт дисков, но и аудио файлы разных форматов, от MP3 (320 кБит) до FLAC.

А как же DSD формат? Почему в списке прослушивания нет ни одного файла в этом формате? Я прямо предвижу этот вопрос. Всё очень просто. За всё время я не припомню ни одного моего знакомого или клиента, которые в итоге обзавелись хотя бы одним альбомом в этом формате. Хотя, изначально каждый из них старательно клялся, что именно этот формат станет основным в аудио коллекции. Причины этому всего две. Первая состоит в объёме файлов, ведь среднестатистический альбом занимает порядка 3,5-4 Гб места. Сколько часов будет скачиваться такой объём информации страшно представить. Вторая причина в сложности поиска нужного альбома или исполнителя в бесплатном доступе, а платить по 20-30$ за каждый альбом готовы не все (практически никто или сущие единицы). Я было задался идеей скачать пару альбомов, но ещё на стадии поиска решил, что игра не стоит свеч.

Особо внимательные могли заметить, что цифры в названии модели неслучайны. Цифра 3,14 это ничто иное как число «Пи». Оно тут обосновалось не случайно, ведь внутрь ЦАПа поместили ранее продающийся как внешний аппарат стример BDP-Pi. В свою очередь, BDP-Pi это ни больше ни меньше, как немного доработанный всемирно известный микрокомпьютер Raspberry Pi со всеми вытекающими из этого достоинствами и недостатками.

Мы не тестировали стример и даже не включали его, поэтому оставим за рамками обзора его подробный функционал и всё прочее. Стоит лишь сказать, что он не имеет встроенного Wi-Fi и поддерживает только проводное соединение с сетью (если не докупить отдельный внешний Wi-Fi модуль). Привычного Bluetooth тоже нет. Зато есть Tidal, Qobuz, Roon, Internet Radio и прочее. Стример работает лишь с форматом PCM не более чем 24 бит / 192 кГц (для 99% слушателей этого будет достаточно). Включается стример той же кнопкой, которая активирует внешний оптический вход. Теперь у неё три положения – всё деактивировано, включен встроенный стример, активирован оптический вход. Казалось бы всё весьма скромно, но есть один очень большой бонус. Внутри корпуса Bryston BDA-3.14 стример и ЦАП соединены между собой по шине I2S, которую по праву считают самым идеальным цифровым соединением. Если верить общему мнению, то такое соединение позволяет практически избавиться от джиттера.

 

Звучание Bryston BDA-3

Вот и настал момент, когда мы подошли к самому главному – к звучанию Bryston BDA-3. Гонять аппарат мы будем по разным музыкальным жанрам. Носить нас будет из стороны в сторону, периодически кидая из крайности в крайность. В качестве аудио форматов будем использовать классику в виде FLAC 24/192. Залезать куда-то дальше в дебри DSD нет никакого смысла. Тем более, что у меня, как и у абсолютного большинства поклонников цифровой музыки, в коллекции DSD файлы попросту отсутствуют.

Чтобы подготовить почву к дальнейшему повествованию, хочется сразу обозначить, что звучит Bryston BDA-3 прямолинейно и конкретно. На мой взгляд, это очень хороший показатель, который максимально близок именно мне. Аппарат совершенно не изнежен. По этой причине те, кто ожидает от него ласкового и округлого звучания, в некоторых случаях, могут не получить ожидаемого результата. Тут нет мути, лишней мягкости и наигранной теплоты. Вместо этого Bryston BDA-3 точно и без приукрас переводит потоки ноликов и единичек в единый целостный аналоговый сигнала.

Ещё до включения Bryston BDA-3 в состав тестовой системы, я искренне ожидал услышать нечто особенное и непривычное. Как говорится, услышать знакомые треки в совершенно новом ключе. Но получилось всё немного иначе. Треки зазвучали в той же тональности (если можно так выразиться) но картина прояснилась. Нижний регистр собрался и стал более упругим. Середина совершенно нейтральная. В высоких частотах стало чуть больше прохлады и объёма. Самое интересное, что наибольшие изменения можно заметить на воспроизведении вокальных партий. Причём совершенно не важно что именно звучит, оперный арии или рок. Там, где, казалось бы, разные исполнители записаны с одинаковой степенью натуральности (согласен, странная формулировка) Bryston BDA-3 показал, что в действительности разница всё-таки имеется.

Мне искренне понравилось, как ЦАП справляется с различными направлениями рока и метала. Именно тут чёткость прорисовки инструментов, их отличное разделение, а также отсутствие мягкости и округлости звучания, было как нельзя кстати. Все треки звучали по хорошему дерзко и экспрессивно. Через ЦАП мы прогоняли таких исполнителей как H.E.A.T., Eclipse, Nordic Union, Reckless Love и прочих.

Куда же без классики? А что может быть более классическим чем времена года Вивальди. Особенно интересен момент, который в простонародье принято называть «гроза». Именно тут наблюдаются внезапные максимальные пики и затухания сигнала. Далеко не все аппараты способны грамотно отыграть это произведение. Bryston BDA-3 справился с этой задачей. Трек записанный на старом компакт диске порадовал своей взрывной динамикой и напористостью смычковых в самых громких моментах. Музыка не лилась, а выплёскивалась из колонок со всей присущей ей эмоциональностью.

Отлично, испытаем систему электроникой в лице треков от Dillon Francis. Сбитые ритмы и сложный рисунок басовых партий. Не без поддержки усилителей, ЦАП справляется с задачей. Отличный контроль над низами. Упругость на уровне лучших представителей класса.

Вечерело, настало время тихого прослушивания спокойной музыки. Нам в помощь подоспели Michael Buble с треком Me and Mrs. Jones и Karen Souza с композицией Kids. Тут же, неподалёку, Diana Krall и очень разноплановые треки от Pink Martini. Это то что надо в конце дня, чтобы расслабиться и отдохнуть. Исторически, подобная музыка наилучшим образом звучит на ЦАПах приукрашивающих и смягчающих суровую действительность. Тех самых, которые дают тепло, но взамен отнимают немного детальности. Привносят комфорт и телесность, но чуть уменьшают пространственность звучания. На удивление прямолинейный и немного прохладный Bryston BDA-3 достойно справился с поставленной задачей. Да, более мягкие конкуренты смогли бы отыграть джазовый вокал ещё более телесно и натурально, но Bryston BDA-3 не упал в грязь лицом.

 

Итоги:

Отличный универсальный цифро-аналоговый преобразователь с широчайшими коммутационными возможностями, один из немногих оставшихся в своём ценовом диапазоне. Аппарат для тех, кто ищет прямолинейного и честного звучания без примеси приятных слуху псевдо аналоговых искажений. Собранный, чистый и артикулированный звук, на первый взгляд, может показаться не сильно примечательным, но спустя пару тройку треков мнение полностью меняется. Достойный аппарат с хорошей Канадской родословной.

Автор: Максим Шмельков

Тест обзор цифро-аналогового преобразователя Bryston BDA-3