КАК НАСТРОИТЬ ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ИЛИ МАГНИТНЫЙ АНТИСКЕЙТИНГ

Многие, считающие себя продвинутыми пользователи, а также наши дилеры нередко задаются вопросом - как правильно настроить виниловый проигрыватель? Дело это тонкое, эзотерическое, можно сказать, т.к. хороший виниловый проигрыватель по сложности высокоточной конструкции его составных частей можно легко сравнить с механическими наручными часами. И т.к., как говорили раньше, без поллитра здесь не разобраться, не будем вдаваться в детали. Можно легко повысить свою образованность в этой области, пошарившись в ин-нете и/или проштудировав материалы по нижеприведенным ссылкам:

http://www.whathifi.com/best-buys/hi-fi/best-turntables

http://www.audiomania.ru/content/art-3162.html

https://inthouse.ru/vinil/Vinilnii_STAT/Cartridge%20terms%20and%20values.%20Dictionary/Anti-skating/Anti-skating.html

http://www.audiomania.ru/content/art-2727.html

Считаю целесообразным привлечь внимание наиболее дотошного и любознательного читателя к регулировке компенсатора скатывающей силы или попросту антискейтинга. Отчего зависит величина скатывающей силы? От двух параметров: прижимной силы и формы заточки иглы (при условии, если все остальные настройки выполнены корректно). Правила простые: чем выше давление иглы на пластинку и чем больше площадь соприкосновения иглы с канавкой, тем выше сила трения и, как результат, скатывающая сила. Поскольку у сферической иглы площадь соприкосновения наименьшая, удельное давление (на единицу площади звуковой канавки) будет наивысшее (пластинка да и сама игла быстро «запилятся»), а скатывающая сила будет наименьшей. С другой стороны, при том же выставленном прижимном весе у иглы SAS (см. картинки ниже) площадь соприкосновения будет практически самой полной, удельное давление существенно меньше, а суммарная сила трения, следовательно скатывающая сила, достаточно высокой. Игла и пластинка «запиливаются» не так интенсивно, по информации от разработчиков этой заточки. Пример из практики: когда еще в 1981 году приобретал в «Берёзке» головку AT с иглой Шибата, производитель рекомендовал увеличить значение антискейтинга на 50% против значения величины прижимной силы. Хорошая была головка - подарил ее большому знатоку этого дела Андрею Кондратьеву в коллекцию 15 лет спустя.

Уверен, что изложил внятно. Если полагаете, что нет, наливайте вино по бокалам всех читающих и повторите подход к снаряду.

Вы теперь понимаете, что хотя это и не бирюльки, в домашних условиях настроить антискейтинг правильно не так просто. На своих Regaх настраиваю сам на слух после филигранной настройки всех остальных параметров проигрывателя. Дорожка с записанной опорной частотой в 1 кГц должна звучать строго между двумя колонками чисто и без слышимых искажений. Настроечный диск Экспериментального завода фирмы «Мелодия», купленный еще в середине 70-х, до сих пор с этой задачей справляется исправно. Если есть отклонения, двигаю ползунок магнитного антискейтинга. Далее тонкая настройка на женском вокале - тоже из центра и без искажений, но надо использовать лишь исключительно знакомые записи, когда Вы полностью уверены в том, что голос должен звучать между АС. Почти всегда, если использовать головки сторонних производителей, значение шкалы антискейтинга будет отличаться от значения установленной прижимной силы.

Если Вы сомневаетесь в правильности своей настройки, т.к. с возрастом слух может несколько измениться, например, деградировать в одном ухе больше, чем в другом, следуйте рекомендациям производителей головок, как сделал Ваш покорный слуга в далеком теперь уже 1981 году.

Проще в лабораторных условиях или если за дело взялся продвинутый радиолюбитель. В обоих случаях применяется осциллограф. И всех делов то.

Теперь о механизмах компенсаторов скатывающей силы. Наиболее распространены механические рычажные, с отвесом на ниточке и пружинные. Rega использует магнитный, т.к. он не подвержен собственному трению - у него нет трущихся друг о друга деталей, и следовательно он работает более корректно. Надо отметить, что согласно курсу физики за 8-й класс общеобразовательной школы магнитное поле продолжает существовать в системе даже тогда, когда ползунок антискейтинга установлен на значение «0». Ничего страшного, это не является дефектом, ведь Вы теперь после прочитанного все знаете и никогда ни при каких условиях не будете «запиливать" свои пластинки без правильно выставленного антискейтинга.

И самый главный вывод: никогда не используйте для настройки антискейтинга блестящий LD (лазер диск). Сила трения иголки о его идеально отполированную поверхность будет стремиться к неощутимому минимуму, т.к. пятачок соприкосновения даже сферической иглы будет минимальным, сила трения также весьма незначительной, и как вывод настройка будет абсолютно некорректной, что приведет к слышимым искажениям и к ускоренному износу внутренней стенки звуковой канавки и иголки. Это понятно всем, кто даже Физтех не кончал, поэтому они со мной согласятся. Несколько лучше работает эмульсионный слой самодельного диска из ребер и/или костей, он ведь пошершавее будет (хайфайщики со стажем знают, что это такое), но и он даст далекие от совершенства результаты. Ничего из этого не рекомендую настоятельным образом.

Настроили? Наливайте снова хорошего вина в бокал и слушайте любимую музыку!

Владимир Абрамов - хайфайщик с начала семидесятых - Эх, времена то были! Пластинка-целочка на привозе стоила всей стипендии - 40-60 руб. Купил и перебиваешься в Лингве месяц на кефире и хлебе с горчицей. Саша Колегов и Володя Polydor - вам респект и привет! Вы меня многому тогда научили.


На рис. представлены следующие виды заточки игл (слева направо):

1. Сферическая заточка
2. Эллиптическая заточка
3. Шибата (отдаю предпочтение)
4. Гипер эллиптическая
5. Микрогребень SAS (Special Analogous Stylus - не путать со Special Air Service или авиадесантной службой (это британский спецназ).

 

 

Контактный телефон:   +7 (495) 139-80-49   |   Политика обработки персональных данных

Главная Статьи Home Audio КАК НАСТРОИТЬ ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ИЛИ МАГНИТНЫЙ АНТИСКЕЙТИНГ