Обзор Morel SoundSpot SP-1, SP-2, S-3, Точка звука, Автор текста: Анатолий Белкин

Акустические системы 

Компания Morel позаботилась о любителях музыки, не обладающих большим жизненным пространством для размещения полноценной большой стереосистемы. Серия акустических систем SoundSpot™ в оригинальном сферическом дизайне не требует пространства для установки. В качестве низкочастотного дополнения можно выбрать любой активный сабвуфер Morel – SUB8, PSW150E, PSW8 или PSW10.

Название серии выбрано не случайно – это ещё один вариант концепции точечного излучателя, «Святого Грааля» всех меломанов. Сферический дизайн АС полностью исключает дифракционные искажения на средних и высоких частотах, свойственные классическим корпусам с углами и гранями. Это известно с 60-х годов – но из-за технологических проблем производство сферических АС в прошлом никогда не было массовым, да и сейчас примеры можно пересчитать на пальцах одной руки. Плюс к этому – консервативность покупателей, тяготеющих к традиционным прямоугольным формам. Достаточно вспомнить судьбу отечественных «сфер» 6АСШ-1 – несмотря на выдающееся для середины 70-х звучание и дефицит акустики вообще, они покидали полки магазинов только после того, как сметали прямоугольные 6МАС и 10МАС…

  

Кстати говоря, конструкция этих «шариков» была очень удачной – коаксиальное расположение динамиков и тонкостенный предварительно напряжённый алюминиевый корпус. Не исключаю, что разработчики Morel что-то об этом знали – во всяком случае, тонкостенный стальной корпус серии SoundSpot™ стал инновацией. Не менее революционным стал и отказ от заполнения корпуса демпфирующими материалами – при такой его форме внутренние резонансы не проявляются. Ну и, наконец, это просто красиво – за последние четверть века меломаны успели привыкнуть к разнообразию форм и расцветок аппаратуры и уже не столь консервативны. Кстати, цветов предлагается два: чёрный и белый. Классика, одним словом.

Прежде, чем рассказывать о своих впечатлениях, уделю несколько слов конструктивным особенностям серии. В младшей модели SP-1 применён коаксиальный динамик калибра 85 мм (3,5 дюйма) с купольным высокочастотным излучателем диаметром всего 12 мм и феррожидкостным охлаждением. Динамик установлен в полусферическом стальном корпусе диаметром 110 мм с толщиной стенки 1 мм. Малый объём акустического оформления и скромный калибр динамика обусловили довольно высокую нижнюю границу рабочего диапазона частот – 180 Гц при номинальной мощности 60 Вт. Но акустика и не предназначена для автономной работы, она позиционируется для работы в составе комплекта исключительно с сабвуфером. Универсальное шарнирное крепление позволяет разворачивать АС на 180 градусов, а установить её можно на любой плоской поверхности – хоть на потолке.

Модель SP-2 отличается уже полностью сферическим корпусом диаметром 140 мм, увеличенный объём и динамик калибра 100 мм (4 дюйма) позволили опустить нижнюю границу рабочего диапазона частот до 120 Гц при номинальной мощности 80 Вт. Купольный твитер калибра 19 мм снабжён неодимовой магнитной системой с феррожидкостным охлаждением. Оригинальное крепление позволяет разворачивать сферу на 270 градусов в горизонтальной плоскости и 90 градусов в вертикальной.

Хорошие продажи SP-2 послужили толчком к разработке и производству топовой модели SP-3, оснащённой аналогичным динамиком, но в корпусе диаметром уже 160 мм и с фазоинвертором. В результате диапазон воспроизводимых частот расширился до 80 Гц. Кроме того, новинка получила патентованный гриль Lotus, аналоги которого используются в моделях Octave 6 и Sopran, и улучшенную подставку. Эту модель уже вполне можно использовать и без сабвуфера.

Для прослушивания был собран неоднократно испытанный в деле комплект аппаратуры, находящийся у дистрибьютора – компании Inforcom: сервер MELCO, проигрыватель аудиофайлов Bryston BDP-2 в связке с цифроаналоговым преобразователем Bryston BDA-2, усилитель – правильно, тоже Bryston, предварительный BP17 и оконечный 4B2. Сигнальные кабели Neotech NEI3002 UPOCC (что значит из монокристаллической меди, бескислородной разумеется) с двойным экранированием. Фонограммы – файлы FLAC высокого разрешения, жанры – рок, джаз, классика. Вся аппаратура основательно прогрета, остаётся только слушать.

 

Звучание SP-1 очень детальное, воздушное, но с ощутимой высокой нижней границей рабочего диапазона – поэтому пришлось повозиться с настройками активного сабвуфера. При столь высокой частоте раздела его желательно поместить в пределах стереобазы – иначе звуковая сцена получается однобокой. Однако результат стоил усилий – после нескольких проб всё встало на своё место. Тональный баланс ровный, особенно хорош среднечастотный диапазон. Великолепно передаются все тонкости звукоизвлечения, звуковая сцена хорошо эшелонирована по высоте и глубине, даже в ближнем поле – на расстоянии чуть больше метра сцена остаётся стабильной. Вот он, точечный излучатель! Особенно удачны в исполнении этой акустики записи камерных коллективов – поскольку сама акустика «камерная», мощные фортиссимо симфонического оркестра передаются хотя и без искажений, но не до конца полно.

SP-2 в тех же условиях продемонстрировала более уверенную макродинамику – что неудивительно, учитывая возросший калибр динамика. Звучание этого комплекта показалось мне самым сбалансированным – правда, пришлось снова настраивать сабвуфер. Прекрасная детальность в среднем регистре, отличный «воздух», никакой окраски звучания, всё очень мягко – возможно, здесь сыграла свою роль радиоткань вместо гриля. Пожалуй, именно этот комплект наиболее универсален в применении – будь то музыка или кино. Сабвуфер в любом случае обязателен, но размещать его в пределах стереобазы уже не обязательно, можно поставить и в угол.

Про SP-3 сами разработчики пишут, что даже без сабвуфера звучание легко принять за высококлассную напольную акустику (that could be easily mistaken for a high-end floor-standing). Положим, южане в силу темперамента слегка преувеличили – но только слегка. Этот комплект действительно можно использовать без сабвуфера, благодаря фазоинвертору баса обычно хватает – но только для музыкальных жанров, не требующих «основательности». Контрабас, например, без поддержки сабвуфера превратился в большую виолончель, да и рок-композициям иной раз не хватало «мяса». Но блюзы, лёгкий джаз, кантри – это прекрасно идёт и без сабвуфера. Звучание SP-3 в общих чертах повторяет SP-2 – но низкочастотный диапазон более уверенный, хотя наличие фазоинвертора безусловно заметно. Направленность на высокочастотном краю диапазона выражена в меньшей степени, чем у SP-2 – очевидная заслуга решётки Lotus.

Каждый комплект имеет свои особенности. Миниатюрные SP-1 можно установить там, где нет места совсем, но для воспроизведения музыки они требуют хорошего согласования с сабвуфером и по частоте раздела, и по уровню. В многоканальных кинотеатральных системах они будут особенно хороши в роли боковых/тыловых излучателей. Более солидные SP-2 прекрасно приспособлены и для музыки, и для кино, хорошо переваривают пиковую громкость и представляют собой пример  баланса между качеством звучания и габаритами при полном отсутствии жанровых пристрастий. Крупнокалиберные SP-3 хороши во всех отношениях, и в ряде случаев их можно использовать и без сабвуфера – но только не для кино.

Можно однозначно утверждать, что и на этот раз фирма, где все 70% работников, по прозорливому выражению незабвенного Владимир Семёновича, «бывший наш народ», разработала и уверенно производит великолепную акустику, в которой равноправно сочетаются и отличное звучание, и универсальный внешний вид, способный удовлетворить запросы самого привередливого дизайнера изысканных интерьеров.

Источник

Эта запись была размещена в Статьи с меткой .