Не успели мы опомниться от трёх предыдущих обзоров продукции японского бренда Stax, как в нашем распоряжении внезапно оказался очередной комплект. На этот раз никаких шуток и компромиссов, ведь нам доставили не начальный и даже не средний комплект, а самый топовый.
Пути развития ассортиментной линейки разных производителей очень отличаются друг от друга. Одни сразу производят топовое изделие, а затем упрощая его формируют ассортимент товаров более доступных большинству слушателей. Другие, напротив, начинают с чего-то упрощённого и постепенно выпускают более совершенные и дорогие устройства. Тем не менее, по какому бы пути не шли бренды, всех их объединяет одно общее правило – топовое самое дорогое изделие всегда вмещает в себя весь имеющийся у производителя опыт и наилучшим образом характеризует концепцию и основную идею компании.
Когда в руках оказывается самое совершенное и дорогое устройство бренда, от него не ждёшь никаких компромиссов. Сегодняшний комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 как раз относится к этой категории техники, а, следовательно, никаких поблажек с нашей стороны ему явно не светит.
Называя комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 топовым, я немного лукавлю, ведь некоторое время назад он, отчасти, лишился этого звания. Ламповый усилитель Stax SRM-T8000 по-прежнему удерживает лидирующее место в ассортиментной линейке бренда, а вот наушники Stax SR-009 уступили первое место своей обновлённой и немного улучшенной версии Stax SR-009S.
Учитывая сложность существенного улучшения чего-либо и без того хорошего, ожидать прорыва в звучании от обновлённых Stax SR-009S по сравнению с базовой версией Stax SR-009 (которая сегодня у нас на тестировании) не стоит. Хотя лично познакомиться с новыми флагманами мне пока не удалось, рискну предположить, что речь идёт о борьбе за нюансы звучания, а не за что-то принципиально новое. На такие мысли подталкивает практически полная идентичность всех технических характеристик у базовой модели SR-009 и улучшенной SR-009S. В качестве основного различия между обоими моделями упоминается улучшенная конструкция электродов.
Если верить производителю, то в новом флагмане используются значительно более тонкие электроды для снижения сопротивления воздуха, проходящего через их отверстия. Для этой же цели отдельный акцент был сделан на обработке (закруглении) краёв каждого отверстия в электродах. Кроме этого, вся поверхность электродов была покрыта золотом, что, согласно информации в описании продукта, увеличивает вес электродов, предотвращая ненужные вибрации, а также снижает их электрическое сопротивления, что должно благотворно сказаться на звучании. В общем, если не считать этих вышеописанных улучшений нового флагмана, сегодняшний комплект можно смело также считать топовым.
Итак, сегодня слушаем комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000. Для тех, кто ещё не успел познакомиться с продукцией японского бренда стоит напомнить, что особенностью Stax является использование электростатических излучателей в наушниках вместо самых распространённых электродинамических. Пожалуй, отдельно останавливаться на принципе действия электростатических излучателей в этот раз не будем. Тех, кто всё-таки интересуется этим процессом, мы переадресуем к нашему обзору наушников Stax SR-L700 с усилителем Stax SRM-006tS, где мы описывали общие принципы работы электростатов.
Для начала стоит вспомнить, какими достоинствами и какими недостатками обладают электростатические наушники. Основным достоинством электростатов является невероятная детальность воспроизведения в совокупности с практически отсутствующими искажениями. Так как вместо сравнительно тяжёлых динамиков в электростатических наушниках используется невесомая полимерная мембрана толщиной всего несколько микрон, она может невероятно быстро и точно реагировать даже на самый деликатный сигнал, максимально точно воспроизводя все нюансы записи.
К основному недостатку можно отнести невозможность выбрать произвольный усилитель стороннего производителя (есть лишь несколько исключений). Дело в том, что для воспроизведения музыки на электростатические наушники необходимо подать не только сам аудио сигнал (на электроды), но и напряжение 580 вольт (на ту самую мембрану). По этой причине, потенциальный покупатель наушников Stax SR-009 не имеет возможности экспериментировать с усилителями сторонних производителей в поисках идеального звучания под свой вкус. Выбор сужается до нескольких моделей фирменных усилителей Stax. Конечно, есть несколько брендов, предлагающих пару-тройку альтернативных вариантов, но некоторые из них чрезмерно дороги, а другие отпугивают одним внешним видом. Так или иначе, Stax ответственно заявляют, что поломка наушников в результате использования стороннего усилителя не является гарантийным случаем.
На первый взгляд это весьма неудобная ситуация, но на неё стоит взглянуть с другой стороны. Вам не приходится метаться по огромному ассортименту усилителей в поисках идеального варианта. Разработчики Stax уже проделали эту работу за Вас, разработав сбалансированный ассортимент усилителей под любой бюджет. Остаётся лишь прослушать пару вариантов связок наушники + усилитель и определиться с выбором.
Пара слов об усилителе Stax SRM-T8000
В нашем случае выбор был единственно верным, к топовым наушникам лучшей парой будет самый совершенный усилитель, которым на данный момент является Stax SRM-T8000. Времена меняются и даже в ассортименте такого по-хорошему консервативного бренда как Stax стали появляться устройства с обновлённым дизайном и встроенными цифро-аналоговыми преобразователями, но сегодняшний гость Stax SRM-T8000 является классическим полностью аналоговым гибридным усилителем в лучших традициях японского бренда. На входе стоят триоды 6922, а на выходе транзисторные каскады.
Учитывая, что у нас не кружок радиолюбителей, подробно рассматривать схемотехнику усилителя мы не будем. Достаточно лишь упомянуть, что все каскады усилителя работают исключительно в классе А, что объясняет весьма существенный нагрев усилителя. Говорить о технических характеристиках тоже не имеет никакого смысла, ведь иной альтернативы просто нет (кроме остальных усилителей Stax). Судите сами, ситуация весьма простая, вы не сможете использовать наушники с усилителем стороннего производителя (их считанные единицы), ровно так же как не сможете воткнуть любые другие наушники в этот усилитель (он рассчитан только на электростаты). Достаточно лишь знать, что все усилители в ассортименте компании полностью оптимизированы по всем параметрам для всего ассортимента фирменных наушников.
Весьма крупный и увесистый усилитель Stax SRM-T8000 обладает весьма приятной и вполне современной внешностью по сравнению с основным классическим ассортиментом Stax. Взглянув на заднюю панель усилителя осознаёшь, что кое-что никогда не меняется. Всё знакомо и на своих местах. Стандартный набор разъёмов включает в себя одну пару полностью балансных XLR и две пары не симметричных RCA входов. Кроме этого предусмотрена пара сквозных выходов на разъёмах RCA для возможности включать Stax SRM-T8000 в разрыв между источником и основным усилителем, управляющим акустическими системами. Кроме этого есть возможность обойти регулятор громкости и подключить аппарат к хорошему предварительному усилителю. Иными словами, Stax SRM-T8000 можно вставить в любой даже самый неудобный с точки зрения коммутации тракт.
На передней панели можно найти пару фирменных 4-штырьковых разъёмов для подключения наушников, кнопку включения усилителя и три ручки управления. Одна из ручек отвечает за выбор входа. Самое интересное, что входов всего три, в то время, как на переключателе их обозначено четыре. На первый взгляд явная ошибка, но это не так. На сайте производителя этот ход имеет вполне логичное объяснение. На задней панели Stax SRM-T8000 имеется свободный слот для установки новой платы и именно под это обновление зарезервирован вход №4. Так или иначе, производитель честно признаётся, что дата выхода новой дополнительной платы ещё не обозначена.
Вторая ручка позволяет выбрать режим работы: Internal (обычный режим), Mute (отключение выходного каскада) и External (Bypass) для обхода регулятора громкости. Последняя и самая крупная ручка позволяет управлять громкостью воспроизведения. Казалось бы, простая ручка громкости на деле не так уж и проста. Она состоит из двух раздельных ручек, одна из которых встроена в другую. Внешняя часть ручки управляет громкостью правого канала (и по совместительству общей громкостью воспроизведения), а внутренняя ручка отвечает за громкость левого канала. Вместе обе ручки позволяют управлять громкостью и балансом каналов. Суть очень проста, для начала внутренней ручкой настраиваете баланс левого канала по отношению к правому, а затем внешней частью ручки управляете общей громкостью. Получается весьма интересное, но при этом сложное решение простой задачи.
Беглый взгляд на наушники Stax SR-009
Те, кто ранее сталкивался с наушниками Stax серии lambda знают, что дизайн не является сильной стороной бренда. Несмотря на свои музыкальные способности, внешний вид наушников вызывает очень противоречивые чувства, а использование весьма недорогих материалов при их производстве (пластик) вносят дополнительную смуту в рассудок потенциального покупателя. К счастью, ни материалы корпуса, ни странный внешний вид не сказываются на интересном звучании моделей. Сегодняшний гость в лице наушников Stax SR-009 имеет вполне достойный внешний вид. Часть пластика, обильно присутствующего в более доступных моделях серии lambda уступила место надёжному металлу, из которого теперь сделаны чашки наушников, крепления и защитные сетки. Из пластика теперь только оголовье, и всё что с ним связано.
Stax SR-009 кажутся хрупкими, случайно сломать что-либо тут уже не получится. Налицо качественная работа по разработке и сборке готового продукта. Тем не менее, даже в столь дорогостоящей модели наушников расчётливые японцы нашли на чём сэкономить кроме пластикового оголовья. Как и в более младших моделях, в Stax SR-009 из натуральной кожи выполнена лишь та часть амбушюров, которая непосредственно касается головы вокруг ушей. Все остальные «кожаные» части, а именно мягкая часть оголовья, а также боковая и внутренняя часть амбушюров выполнены из качественного синтетического заменителя кожи. По большому счёту, в этом нет никакой проблемы и это не доставляет никакого дискомфорта.
Stax SR-009 имеет несъёмный плоский кабель длиной 2,5 метра. При необходимости всегда можно увеличить его длину за счёт специального удлинителя продающегося отдельно. Для придания дорогим наушникам дополнительной статуса они упакованы в не очень толстую деревянную коробку.
Как Stax SR-009 сидят на голове?
Учитывая обильное использование металла в конструкции Stax SR-009, они весьма ожидаемо прибавили в весе по сравнению с пластиковыми собратьями. Тем не менее, даже это не сделало наушники слишком тяжёлыми и не приблизило их к рекордсменам в тяжёлом весе Audeze LCD-3.
Назвать Stax SR-009 маленькими и компактными не получается. Как и остальные представители бренда, топовые SR-009 стараются захватить не только Ваши уши, но и часть пространства вокруг них. Такое положение вещей гарантирует возможность комфортного размещения внутри амбушюр даже самых больших ушей. Вдобавок к этому, большое оголовье можно подстроить под любой размер головы. Подстройка производится быстро и удобно за счёт перещёлкивающегося крепления мягкого оголовья.
На голове наушники сидят весьма свободно за счёт небольшой силы прижима амбушюров к голове. Вспоминая, как словно тисками сжимали голову планарные наушники Audeze LCD-3, незначительная сила прижима Stax SR-009 кажется весомым достоинством. По сути, это действительно хорошо, ведь даже длительное прослушивание не доставляет дискомфорта и не утомляет ни макушку, на которую опирается мягкая часть оголовья, ни область головы вокруг ушей. Как и прежде, мягкие амбушюры наполнены обычным мягким наполнителем без каких-либо новомодных составов с эффектом памяти рельефа головы. Так сказать, классика в лучшем виде.
Слабая сила прижима и комфорт это, безусловно, хорошо, но есть тут и оборотная сторона медали. Если сидеть более менее прямо и спокойно, то никаких вопросов не возникает, но если наклонить голову вперёд или назад, то Stax SR-009 стараются сползти с головы. Поэтому послушать любимые записи лёжа на диване будет не так просто. Отсутствие надёжного крепления на голове является закономерной платой за комфортную и не утомляющую посадку наушников.
Как звучит комплект из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000?
Учитывая, что усилитель Stax SRM-T8000 на данный момент является полностью аналоговым (возможно, в будущем в ранее упомянутом слоте может появиться встроенный ЦАП, но это лишь мои догадки), для прослушивания нам понадобится источник и цифро-аналоговый преобразователь. В качестве источника, как и в предыдущих обзорах, будем использовать проигрыватель OPPO, откуда по цифре сигнал будем забирать на внешний ЦАП Qutest от Chord Electronics.
Учитывая столь высокое положение Stax SR-009 в модельном ряду бренда они должны быть самыми лучшими, самыми универсальными, самыми музыкальными и всё в этом духе. Но так ли это на самом деле? Стоит лишь начать прослушивание, как само собой напрашивается мнение, что они немного другие и отличаются от остального ассортимента. Вместо стремления к повсеместной универсальности и полному отсутствию жанровых предпочтений, разработчики предпочли создать чуть более талантливого, но при этом немного более узкопрофильного исполнителя. Иными словами, основной ряд жанров существенно прибавил в качестве звучания, но нашлись и те, которые немного отошли в сторону. В итоге получилось очень серьёзное и повзрослевшее звучание, рассчитанное на слушателя с хорошими музыкальными вкусами.
Любые открытые наушники можно уличить в небольшой легковесности воспроизведения низких частот. Бас звучит правильно, но не так напористо, как у закрытых конкурентов. Если же мы говорим об открытых электростатических наушниках, к которым как раз относятся Stax SR-009, то низы звучат ещё более особенно. Мы же усугубили ситуацию, по максимуму задействовав в тракте ЦАП Qutest от Chord Electronics, который так же славится своим не очень сочным, чуть подсушенным басом. Нижний регистр Stax SR-009 стал самым основным камнем преткновения, вокруг которого и будут крутиться предположения относительно жанровых предпочтений Stax SR-009.
Правильно, хорошо, чётко, упруго, но, порой, немного не хватает – вот так можно описать ситуацию с низкими частотами. В отличие от большинства закрытых наушников, которые временами «зачёсывают» воспроизведение нижнего регистра под один манер, открытые наушники и особенно электростатические, напротив, подходят к воспроизведению низких частот очень творчески. Они как будто чувствуют, где бас должен быть хлёстким и точным, а где сочным и упругим. Так или иначе, при любом раскладе низы воспроизводятся точно и без искажений.
Невозможно придраться к воспроизведению нижнего регистра бас-гитары или контрабаса, электронная музыка вопреки предварительным сомнениям очень достойно отбивает ритмы, бас мощный и очень упругий. Конечно, закрытые наушники в вопросах выдавливания барабанных перепонок из ушей являются неоспоримыми лидерами и спорить с ними за пальму первенства в области мощности низких частот практически бессмысленно, но я и не утверждаю, что Stax SR-009 старается с ними конкурировать. Низкочастотные результаты Stax SR-009 несомненно чуть скромнее, но если учесть преимущества электростатов перед закрытыми электродинамическими наушниками, то на чуть более легковесные низы можно легко закрыть глаза. Приятной особенностью Stax SR-009 является смена характера звучания баса на разных треках под стать задумке автора музыкального произведения. Это лишний раз доказывает, что Stax SR-009 можно назвать полностью нейтральными исполнителями.
Пожалуй, именно воспроизведение ударных можно назвать основной причиной некоторых жанровых предпочтений Stax SR-009. Прослушав внушительное количество треков с тяжёлым роком или металлом, особенно его альтернативных направлений, я отметил, что ударные воспроизводятся не так мощно, как я привык слышать их в этих хорошо знакомых мне произведениях. Ударные как будто уходят на второй план, воспроизводятся точно, но не так сочно и мощно. В совокупности с более прозрачным и чуть облегчённым звучанием электрогитар получается очень внятное и точное воспроизведение тяжёлой музыки, отчасти утратившей свою «тяжесть». Агрессивная музыка начинает звучать более культурно, драйв остаётся, но немного недостаёт напора и взрывной динамики, так, чтобы ударные били наотмашь, а гитары сотрясали стены. Стоит отметить что лишь тяжёлые музыкальные направления звучат чуть менее внушительно, чем можно ожидать. Всё, что касается классического рока, воспроизводится достойно и очень полноценно.
Теперь, когда мы обговорили единственно заметное уязвимое место Stax SR-009, самое время перейти к сильным сторонам комплекта. В первую очередь хочется отметить максимальную детальность воспроизведения и чуткое отношение наушников к самым мелким нюансам записи. От комплекта не ускользают даже ранее незаметные оттенки звучания. Этому способствует очень низкие искажения и максимально прозрачный и воздушный характер воспроизведения. Несмотря на это, Stax SR-009 не хочется называть педантичными исполнителями, ведь порой, на некоторых записях они показывают себя особенно эмоциональными исполнителями.
Как бы хорошо я не относился к младшим моделям бренда, стоит признать, что Stax SR-009 выводят масштаб и объёмность воспроизведения на новый более высокий уровень. В характере воспроизведения Stax SR-009 порой появляется приятная мягкость и бархатистость тембров голосов вокалистов, а чисто звучащие акустические инструменты способны проявить свою индивидуальность. При всём этом, Stax остаётся верен концепции лёгкой чистки записи от ложной мягкости и перенасыщения обертонами, но даже при таком раскладе не формировалось ощущение рафинированности звука. Благодаря столь противоречивым замечаниям формируются весьма многогранные таланты комплекта, позволяющие иным образом взглянуть на привычные записи.
Проведя в наушниках чуть больше недели я был приятно удивлён, что лишь тяжелый рок смог меня немного огорчить, в то время, как остальные направления музыки раскрывались совершенно достойным образом. Совершенно удивительным образом удивила зарубежная попса, которая воспроизводилась сочно, местами мелодично, ритмично и масштабно. Объёмные пространственные электронные треки в стилях Lounge и Chillout захватывали и не отпускали. Превосходная точная и детальная прорисовка искусственно созданного объёма в этих записях заставляло поверить во всё происходящее. Что уж говорить, если даже треки в стиле Uplifting и Progressive Trance удивляли объёмностью и сочностью звучания.
Выводы:
В случае комплекта из наушников Stax SR-009 и усилителя Stax SRM-T8000 итоговые выводы делать особенно просто. Если рок и метал, а также прочие жанры, основанные на ударных и рёве электрогитар, не являются основой Вашей музыкальной коллекции, то упомянутый комплект можно смело рассматривать к приобретения. Чутко реагируя на качество записи, комплект способен раскрывать любые треки с максимальной детальностью. В основной своей части, звучание очень чистой и нейтральное, точное и чуть прохладное, но на некоторых записях наушники способны порадовать слушателя усиленной эмоциональностью и теплотой тембров.