Английская компания Rega нечасто балует новинками своих почитателей. Причина проста: каждый продукт тщательно проектируется, скрупулёзно доводится до идеала, и подробно отрабатывается технологический процесс его производства. Поэтому каждый новый продукт всегда интересен для изучения. А когда этих продуктов несколько, то знакомство с ними растягивается на весьма продолжительное время. Впервые за много лет англичане порадовали мировую аудиообщественность новыми звукоснимателями типа MM, коих стало аж три модели. Новая линейка получила название «Nd», что прямо указывает на использование редкоземельного, но очень эффективного неодима в магнитной системе. Помимо этого теперь все звукосниматели ММ получили новые корпуса, идентичные по размеру и весу со звукоснимателями MC, однако вместо большой полупрозрачной цветной вставки здесь используется весьма малое цветное «окошко». Надо отметить, что решение по унификации положительно сказалось на монтаже звукоснимателей: всё же завинчивать винты сверху куда удобнее, чем сверху и снизу, а одинаковая высота снимает вопрос наличия проставочной шайбы под тонармом в зависимости от звукоснимателя. К тому же на тыльной стороне картриджей площадка с контактами теперь имеет цветовую маркировку подключения, что позволит обойтись без инструкции на этом этапе. Пустячок, но очень приятно! Все модели по-прежнему имеют значение рекомендуемой прижимной силы в 1.75 г, а вот выходное напряжение стало ниже: 5-6 мВ. Скажется ли это на громкости, покажет сравнительное прослушивание. Учитывая, что в России неожиданно образовался переходный период от старых моделей к новым и наличие всех моделей одновременно, грех было не воспользоваться моментом и не сравнить старое и новое и понять, стОит ли переплачивать и ждать или же можно брать более старые модели сейчас, пока они ещё есть в наличии в салонах и магазинах. В сравнении принимали участие следующие звукосниматели: Elys 2, Exact, Ania, Nd 3, Nd 5, Nd7, которые ставились на два проигрывателя Rega Planar 3, постепенно сменяя друг друга от младшей модели к старшей.
Начинать сравнительный обзор логичнее с Elys 2, что и было сделано. Давно зарекомендовавший себя звукосниматель имеет привычную за много лет форму корпуса с большой голубой пластиковой вставкой, что облегчает идентификацию модели. Именно с Elys 2 в модельном ряду звукоснимтаелей Rega начинается трёхточечный крепёж (RB78, Bias 2 и Carbon имеют крепёж на 2 точки), который снимает ряд традиционных регулировок при настройке звукоснимателя. Заточка иглы – эллиптическая, что уже приятно: у многих конкурентов от других производителей в этом классе часто встречается сферическая заточка. В звучании звукоснимателя узнаётся фирменный почерк. При этом порадовал плотный и весьма глубокий бас, что очень приятно будет для начинающих меломанов и для тех, кто любит побасистее, а также придётся ко двору в тех системах, где есть немного поднятые высокие частоты в остальном тракте.
На смену Elys 2 пришла модель Nd3. Новинка выполнена в дизайне всего модельного ряда с большой хромированной накладкой и красной прозрачной крышкой, которая облегчает идентификацию модели. Основа корпуса выполнена из композиционного полимера и, похоже, едина с более старшими моделями, в том числе с Ania и Ania Pro. Заточка иглы так же, как и у Elys 2, эллиптическая. При прослушивании стало ясно: эта модель стоит на ступеньку выше той, которую пришла заменить. За счёт небольшого акцента на высоких частотах, улучшилась разборчивость, в том числе и деталей второго плана. Солисты словно сделали большой шаг вперёд из глубины сцены к её переднему краю. Начинают обращать внимание различные второстепенные звуки в записи, которые при Elys 2 не выпячивались. Платой за это стало небольшое затенение низкочастотного регистра: бас есть и просто есть, хотя самые низкие частоты, близкие к инфрабасу у Nd3 заметно лучше, чем у Elys 2.
Несмотря на внешнюю схожесть по форме и электрическим характеристикам, уже экс-флагман Exact заметно отличается от Elys 2. Ярко-жёлтая вставка корпуса не даст спутать его ни с какой другой моделью. Здесь профиль иглы уже сложный, что не замедлило сказаться и на звучании. По этому параметру Exact оказался лучше и интереснее двух младших моделей, которые рассмотрены ранее. Звучание заметно выровнялось, стало детальнее, богаче, при этом динамика никуда не исчезла, а диапазон частот как-будто бы шире. Немного можно попенять на лёгкую зажатость середины, но слышен этот момент только на сложных инструментальных записях либо для экспертов и продвинутых аудиофилов, которые обычно пользуются компонентами на порядок дороже.
Nd 5 легко можно спутать с Ania или Apheta, но это только на первый взгляд. Размер тонированной полупрозрачной крышки меньше примерно вдвое. Во всём остальном внешне звукосниматель выдержан в стиле всей линейки Nd. Как и Exact, Nd 5 тоже имеет сложный профиль заточки, но магнитные системы конечно же разные. Новинка и вправду оказалась ещё интереснее предыдущего флагмана в линейке ММ-звукоснимателей. Заметно прибавилось объёмности в звучании, сохранив при этом нейтральность и характер звучания Exact. Однозначно преемник лучше предшественника.
Стоп! А что здесь делает младший MC-звукосниматель? Дело в том, что впервые за долгий период проигрыватели уровня Planar 8 комплектуются как MC-, так и MM-картриджами и, конечно же, есть желание понять: насколько близко по качеству звучания подобрались MM-звукосниматели к типу MC и что же лучше взять при относительно сравнимой стоимости. Большая полупрозрачная тонированная крышка заметно выделяется при визуальном сравнении всех шести звукоснимателей. Т.к. Ania является самой доступной MC-моделью, то и решения здесь есть не только такие же, как у флагманов, но и весьма и весьма экономичные, например, эллиптическая заточка иглы или же корпус из полимерного материала. При прослушивании Ania после четырёх вышеназванных звукоснимателей, поражают глубина и ширина сцены. Недаром многие поклонники серьёзных жанров отдают предпочтение именно MC-звукоснимателям: такой детальности у MM-моделей надо ещё очень поискать. Ровное объёмное звучание, которое выходило сильно за рамки акустических систем и вытаскивало из записи море нюансов – вот, что такое Ania. А ведь это самая младшая модель!
Ну а что же новый ММ-флагман? Традиционный цвет топ-моделей Rega вовсе не зелёный, как хотелось ожидать, а неожиданно жёлтый (Exact, Aphelion 2, теперь вот ещё и Nd 7). Внешние отличия от других моделей линейки сводятся к жёлтой полупрозрачной вставке (что видно) и сложном профиле заточки иглы (что почти не видно). В остальном дизайн и материалы картриджа схожи с остальными моделями линейки. А вот звучание Nd 7 вплотную приблизилось к звуку самого доступного MC-звукоснимателя Ania. Такой же открытый детальный звук с чётким позиционированием инструментов и исполнителей и практически нейтральным тональным балансом. Разве что чуть проще объём, да бас чуточку пожирнее, но и то это слышно при непосредственном сравнении в лоб и на весьма сложном материале.
Кончен бал, погасли свечи… (с). Тестовый набор компонентов разобран и аппараты заняли свои прежние места в своих шоурумных системах. Пора подводить итоги. Тестирование звукоснимателей напоминало подъём по лестнице: каждая модель, как ступенька. Поднимаясь всё выше, начинаешь замечать всё больше моментов вокруг, при этом выравнивая картину непосредственно около себя, словно обзор окрестностей с какого-нибудь высокого здания (именно на это намекает название обзора). Как ни странно, но понижение выходного напряжения на громкости никак не сказалось. Итак, если разговор идёт о хорошем, но недорогом звукоснимателе, то стоит поторопиться с приобретением Elys 2: легендарная модель с хорошим звуком, отличным качеством и породистой сборкой сейчас стала немного доступнее, особенно по сравнению с потомком Nd 3. Последний раздвигает границы в звуке в этом классе и привнесёт немного свежести в звуковой тракт, заодно подтянув детальность. Поэтому если вы готовы доплатить – Nd 3 будет в приоритете. Зато Elys 2 будет и доступнее, и лучше подойдёт для апгрейда младших моделей проигрывателей Planar 1 и 2. Шагнув на две ступеньки выше и очутившись вровень с Exact, понимаешь, что вот именно отсюда начинается то, что называется «доступный High End»: очень серьёзное и взрослое звучание, абсолютно не выделяя «любимчиков» из музыкальных жанров. Но ноздря в ноздрю по цене идёт преемник, который при этом оказывается более детальным в звучании, хотя сохраняет фирменный стиль во всём. Другое дело, когда речь заходит о новом флагмане. Можно сказать, что эта «ступенька» оказалась сильно круче ранее пройденных, причём абсолютно во всех смыслах. Если вы – сторонник MM-звукоснимателей и при этом хотите получить дианмичность, максимальную детальность, натуральность, даже душевность, то Nd 7 – это то, что вам надо. Этот звукосниматель поистине самая лучшая ММ-модель за всё время создания звукоснимателей такого типа компанией Rega. И она действительно стоит своих денег, ведь соревнуясь с родным доступным MC-звукоснимателем, Nd 7 лишь немного ему уступает в звучании (но при этом более доступна по цене). Итоговый выбор конечно остаётся за вами, но в любом случае при выборе любого звукоснимателя из этого обзора, вы останетесь в выигрыше.
Приобрести звукосниматели типа MM можно просто нажав на эту надпись.