Apertura Audio. Альтернативное решение для Rega.

Новость о том, что английская компания Rega снимает с производства все свои «деревянные» модели акустических систем принесла некое уныние в стан фанатов продуктов фирмы и просто любителей хорошего звука. Имея устойчивый спрос на рынке не в последнюю очередь благодаря своей весьма демократичной цене (учитывая родное производство), решение о прекращении производства кажется странным. Однако, как оказалось, проблема заключалась в смежниках, а, точнее, в ценообразовании продукции мебельной фабрики по соседству, где собирались и отделывались корпуса. В Rega посчитали, что удерживать предыдущую цену при новых расценках компаньона стало невозможным, однако не просто сняли с производства, а стали работать в направлении производства корпусов из альтернативных материалов.  Ну а пока «там» работают в области материаловедения, «здесь» стали искать альтернативы, прежде всего для работы с усилителями Elex-R и Elicit-R. Как ни странно, но одними из лучших партнёров оказались системы с другого берега Ла-Манша.

 

Французские Apertura Audio снова известны российским меломанам и аудиофилам и радуют слух эмоциональному и открытому звучанию. Благодаря уникальному подходу к проектированию и использованию высококлассных компонентов, любая продукция этой компании удивляет тех, кто с ней ранее не был знаком. И если средние и старшие модели обращают на себя внимание сразу, то две младших выглядят достаточно скромно и не удивляют до тех пор, пока не зазвучат первые аккорды. Собственно, Swing и Sensa и были рассмотрены в качестве альтернативы RX1, RX3 и RX5 для усилителей Elex-R и Eliicit-R, хотя, понятное дело, французы заметно дороже. Стоит ли оно этого или нет?

 

 

Для начала есть смысл рассмотреть АС Rega серии RX. Как известно, модельный ряд состоит из трёх моделей: полочной  и двух напольных. Во всех трёх моделях одинаковые СЧ и ВЧ динамики: первый – 125 мм DX-125, второй – ZRR-твитер.  В напольных моделях добавляется и боковой басовый динамик: в RX-3 – тоже 125 мм RR125.8, в RX-5 – уже 200 мм RR7.8. Т.е. как и была рекомендация использовать АС в разных по площади помещениях, так оно и получалось на самом деле. Т.е. уровень качества звучания у всех трёх моделей был одинаков, поэтому минимально подходящий усилитель для них был Brio, а максимально подходящий – Elicit-R. Как известно, разница в качестве звучания усилителей весьма существенна, поэтому нередко встречались системы, где усилители Rega Elex-R и Elicit-R работали со сторонней более дорогой акустикой, которая хоть и снижала заметность т.н. «фирменного звучания», однако зачастую позволяла получить более интересные и серьёзные результаты.

Младшая серия Apertura Audio состоит из двух моделей с одинаковыми драйверами как по количеству, так и по всем остальным характеристикам. СЧ/НЧ-динамик имеет композитный полимерный диффузор 165 мм, что уже намекает на весьма широкий низкочастотный диапазон. Для корректировки фазы используется фазовыравнивающая пуля в центре. ВЧ-динамик – кольцевой радиатор 25 мм. Такой тип нравится многим аудиофилам и меломанам за ровную частотную характеристику вплоть до самых верхних частот.  Корпуса у Apertura Audio заметно тяжелее и глуше, да и смотрятся дороже (что, в том числе, оправдывает и более высокую цену). 

 

 

Теперь о звучании и сравнении Rega RX с младшими Apertura Audio. В сравнении участвовали все модели обеих серий. Все варианты звучат более, чем достойно.  По сравнению с предыдущими сериями R и RS, RX – явный шаг вперёд. Звучание стало более внятным, детальным и приятным на слух не только для любителей эмоциональной подачи среднечастотного диапазона. Действительно, линейка RX стала лучше предшественников раскрывать родные компоненты.  Однако всё меняется, стОит лишь заменить акустику на Apertura Audio.  Качество звучания вышло на существенно новый уровень,  появилось множество деталей, открытости красоты и при этом никакой навязчивости, будто до этого звуковая картина смотрелось через чистое стекло, а затем просто открыли окно. Хоть  фирменное звучание Rega несколько сгладилось, зато стал ясен потенциал усилителей – а он огромен! И если, к примеру, с младшими усилителями чувствовалась избыточность акустики, то Elex-R и Elicit-R раскрылись с Apertura полностью.  Если сравнивать помодельно, то с полочными в общем и целом ясно: RX1 немного попроще, Swing – вариант более высокого класса. С напольниками немного по-другому:  Sensa занимает промежуточное положение между RX3 и RX5, при этом сохраняя достоинство обеих моделей в том, что легко может играть в небольших помещениях: от 12-15 кв.м.  Эксперименты с площадью комнаты прослушивания показали, что максимально допустимое значение этого параметра – 35-40 кв.м. при потолках до 3 м как для RX5, так и для Sensa. Для установки всех рассмотренных моделей рекомендуется оставить место от задней стенки до стены хотя бы 20-30 см. В любом случае сильного дефицита баса при правильной установке не наблюдается: он есть, разборчивый и чёткий, но не гулкий и превалирующий.  Средние частоты у обоих производителей ясные, однако если у Rega они есть и имеют лёгкую тёплую окраску, то Apertura Audio по-новому преподносит хорошо известные записи, извлекая из них невероятное количество деталей. С верхним регистром так же не наблюдается каких-либо проблем, скорее, есть некоторые особенности. У англичан он слегка свежий, но не режущий, а французы подают его чуть более сглажено, но при этом заметно детальнее.  Словом, как и положено, звучание линеек разнится ровно настолько, на сколько оно должно быть разным в разных классах систем.

 

 В качестве резюме. Бесспорно, фирменный звук – это всегда хорошо, стабильно и ожидаемо, стоит лишь знать, какой подход свойственнен тому или иному производителю.  Однако, как знают опытные меломаны и аудиофилы, правильно подобранные компоненты разных производителей могут дать более интересный результат.  Однако задача этого обзора стояла в том, чтобы найти замену снятой с производства линейки RX от английской компании Rega и, надо признать, замена не только найдена, но и оказалась идеальным партнёром к двум усилителям среднего класса. Кстати, при работе усилителей Rega с акустическими системами Apertura Audio соблюдается и старое ценовое правило компонентов: АС в 1.5-2 раза дороже усилителя. В общем, подводя итог, можно отметить, что фирменный звук будет получен с родными АС, а вот полностью раскроется английская электроника уже с французскими системами.