Обзор комплекта предусилитель Bryston BP-26 (MPS-2) и усилитель мощности Bryston 4B³ (4B-3) от Fresh-HiFi

Автор Максим Шмельков  fresh-hifi.ru

Сколько ватт мощности необходимо любителю качественного звучания для полного счастья? Этот вопрос весьма неоднозначен. Споры вокруг необходимой мощности ведутся постоянно, и у каждой из сторон имеются доводы в свою пользу.

Если первый ватт звучит ужасно, то зачем Вам ещё 199 таких же? Именно такого принципа придерживаются сторонники маломощных однотактных усилителей. Подобно сомелье, полощущим за щекой глоток вина, они искренне отыскивают и смакуют мельчайшие псевдонюансы записей, само существование которых не является доказанным фактом. Что же касается мощных усилителей, то в этой сфере чуть меньше оккультизма и эзотерики и чуть больше объективности. Если дальше проводить алкогольные аналогии, то в лице мощного Bryston вместо напыщенного сомелье перед нами предстаёт бармен, наливающий до краёв стакан крепкого алкоголя, и предлагающий, пропустив ненужные прелюдии, перейти к самой сути вечеринки.

Широко известный в узких кругах профессионалов и простых любителей качественного звука канадский бренд Bryston не нуждается в лишнем представлении. Лишённые гламурной внешности, брутальные и чуть грубоватые во внешности аппараты не стараются захватить рынок интерьерной техники, предпочитая оставаться в сегменте исключительно музыкальных, а не интерьерных аудио компонентов. Тем не менее, во внешности Bryston есть своё очарование и подчёркнутая серьёзность, которая может стать интересным акцентом в любом интерьере.

Вместо смазливой внешности, Bryston предпочитает вкладывать средства в начинку аппаратов, в их качество звучания и максимальную надёжность. Продукция Bryston настолько надёжна, что производитель не боится давать 20-летнюю гарантию на все аналоговые продукты (усилители и предусилители) и акустические системы и 5-летнюю на основной ассортимент цифровых устройств и кабели.

Ассортимент Bryston весьма широк и на первый взгляд можно не сообразить, с чего же лучше начать знакомство с канадским брендом, но, как известно, у любого производителя есть продукты пользующиеся особой популярностью. В случае Bryston наиболее популярным и самым продаваемым стерео усилителем мощности является предтоповая модель Bryston 4B³. Именно этот аппарат и оказался сегодня в наших руках. Ассортимент предварительных усилителей в портфолио компании не так широк и составляет всего три модели, каждая из которых может предстать в нескольких вариациях в зависимости от добавленных в неё опций (ЦАП или фонокорректор). В пару к усилителю мощности Bryston 4B³ нам прислали топовую модель предварительного усилителя Bryston BP-26 с внешним блоком питания Bryston MPS-2. В итоге у нас получился весьма интересный трёхблочный комплект, соединённый между собой фирменными балансными кабелями.

О предусилителе Bryston BP-26 (MPS-2)

Аккуратная стопка из двух сравнительно тонких блоков – именно так выглядит топовый предварительный усилитель Bryston BP-26 с внешним блоком питания Bryston MPS-2. Для любителей массивных конструкций тут негде разгуляться, оба компонента выглядят весьма изящно. Bryston BP-26 с (MPS-2) это топовый предварительный усилитель бренда и хотя при беглом взгляде может показаться, что он слишком похож на младшую модель Bryston BP-6 и является её немного улучшенной версией, не стоит их путать, ведь это совершенно разные аппараты.

Внешний блок питания Bryston MPS-2 изначально является самостоятельным компонентом и продаётся отдельно, но в случае Bryston BP-26 он входит в комплект поставки, ведь без него пред просто не сможет работать, так как альтернативного варианта подключения напрямую в сеть на Bryston BP-26 не предусмотрено. На задней панели MPS-2 расположились не один, а сразу четыре выходных разъёма питания. Это означает, что качественное питание может получать не только сам предварительный усилитель BP-26, но и ещё три устройства Bryston с аналогичными разъёмами для внешнего блока питания.

Обзор Bryston BP-26 (MPS-2)

Bryston BP-26 (MPS-2)

На передней панели Bryston BP-26 всё вполне стандартно. Имеются поворотные регуляторы громкости и баланса, ручка выбора источника, переключатели TAPE/SOURCE и MUTE/NORMAL. Кроме этого на аппарате присутствует пара переключателей, которые не так часто встречаются в последнее время. Первый позволяет выбрать режим воспроизведения MONO/STEREO. В случае выбора MONO аппарат суммирует оба канала и выводит итоговый моносигнал. Признаться честно, необходимость подобной функции на стерео усилителе для меня осталась под большим вопросом (как правило, воспроизведение в моно иногда удобно при многоканальном фоновом озвучивании больших помещений, но в стерео системах не припомню необходимости в этом режиме). Чуть более интересным оказался переключатель полярности, позволяющий в любой момент менять полярность с положительной на отрицательную и обратно. Есть мнение, что часть музыки лучше звучит в положительной полярности, а некоторые треки напротив выигрывают от воспроизведения в отрицательной полярности. Тем, кто придерживается этого мнения, Bryston BP-26 даёт удобный инструмент для экспериментов над звучанием тракта.

Обзор Bryston BP-26 (MPS-2)

Bryston BP-26 (MPS-2)

а задней части Bryston BP-26 расположилось настоящее изобилие входных и выходных разъёмов, которых хватит для коммутации даже очень обширной стерео системы. На выбор пользователя присутствуют две пары балансных XLR входов и пять пар несимметричных входов RCA. В качестве выходных разъёмов имеются одна пара балансных XLR и две пары несимметричных RCA. Само собой, имеются по одной паре входов и выходов с пометкой TAPE. Стоит отметить, что данный набор входов справедлив лишь для базовой версии Bryston BP-26, в которой отсутствуют опциональные модули фонокорректора или цифро-аналогового преобразователя. В случае, если таковые модули были предустановлены на заводе, то под них отводится одна пара несимметричных RCA разъёмов, которая превращается либо во вход фонокорректора, либо в пару коаксиальных S/PDIF входов.

О стерео усилителе мощности Bryston 4B³

В то время, как многие производители стараются добавить новых веяний в производстве аппаратуры, делая свои продукты меньше, легче, экономичнее и функциональнее, Bryston продолжает сохранять верность классическим принципам High-End компонентов.

Усилитель мощности Bryston 4B³ нельзя назвать новинкой, в ассортименте бренда он присутствует уже достаточно давно, претерпевая лишь некоторые незначительные изменения. Это классический полностью аналоговый транзисторный аппарат, работающий в классе «АВ». Вместо понемногу набирающих популярность импульсных блоков питания, в Bryston 4B³ установлен гигантский тороидальный трансформатор с внушительной банкой конденсаторов. Отчасти, именно блоку питания усилитель обязан своим немалым весом. Если верить паспортным данным, то вес усилителя составляет всего 19 кг, но стоит взять аппарат в руки, и создаётся устойчивое впечатление, что масса устройства всё же больше заявленной производителем.

Bryston 4B³

Bryston 4B³

Как и предварительный усилитель Bryston BP-26, усилитель мощности Bryston 4B³ не имеет никаких особенных внешних изысков. Очаровывающий своей строгостью и брутальностью усилитель может предложить в качестве декора лишь пару мощных ручек на расширенной передней панели (необходимо заранее заказывать опцию при покупке усилителя). В нашем распоряжении оказался аппарат без упомянутых ручек, из органов управления на передней части усилителя присутствует лишь кнопка включения питания. Когда усилитель включён и готов к работе, пара светодиодов загораются зелёным цветом. В случае перегрузки, светодиоды загораются красным цветом, как только аппарат приходит в норму, они снова зеленеют. Тем не менее, перегрузить Bryston 4B³ крайне сложно. Для этого необходимо выкрутить ручку громкости почти на максимум и включить при этом треки с очень мощными и громкими пиковыми моментами. Поверьте, сделать это сложно даже при наличии устойчивого желания. Лично у меня ручка громкости никогда не превышала отметку на 11 часов, при этом в комнате прослушивания уже ощущалась почти концертная или клубная обстановка. Выкручивая громкость на максимум, можно лишь проверить, что именно быстрее придёт в полную негодность – колонки или барабанные перепонки в ушах слушателя, ведь Bryston 4B³ способен без труда выдавать 300 Вт на 8 Ом и целых 500 Вт на 4 Ом в канал с практически неощутимым уровнем гармонических и интермодуляционных искажений.

Столь внушительная мощность делает Bryston 4B³ максимально удобным и функциональным с точки зрения подбора подходящих акустических систем – усилитель легко справится с самыми тугими колонками. У обладателей высокочувствительной акустики может появиться закономерный вопрос о возможных сложностях при регулировке громкости, ведь на чувствительных колонках небольшой поворот ручки вызывает существенное увеличение громкости. В итоге весь диапазон регулировки от «очень тихо» до «невыносимо громко» сосредоточится в очень узком диапазоне поворота ручки. Все эти опасения совершенно напрасны, ведь специально для такого случая разработчики Bryston 4B³ предусмотрели на задней панели усилителя двухпозиционный переключатель коэффициента усиления, позволяющий выбрать либо 29 дБ либо 23 дБ. Для тугих малочувствительных колонок 29 дБ будет наиболее правильным выбором. Высокочувствительные колонки наилучшим образом сработаются с 23 дБ, что позволит не испытывать описанных выше сложностей с регулировкой громкости.

Bryston 4B³

Bryston 4B³

Если Вы долго и упорно сомневаетесь, что именно наилучшим образом подойдёт для Вашей стерео системы – стерео усилитель мощности или пара мощных моноблоков, то Bryston и тут будет на Вашей стороне. Являясь изначально самостоятельным стерео усилителем, Bryston 4B³ имеет возможность переключения в мостовой режим. Для этой цели на задней панели аппарата предусмотрен отдельный переключатель INDIVIDUAL/BRIDGED, щёлкнув которым можно превратить усилитель в моноблок мощностью 900 Вт на 8 Ом в канал. Таким образом, если спустя некоторое время появится устойчивое желание обладать сверхмощными моноблоками, вам не придётся продавать полюбившийся Bryston 4B³, потребуется лишь докупить ещё один такой же.

Bryston 4B³ укомплектован симметричными XLR и не симметричными RCA входами, выбор между которыми осуществляется переключателем BALANCED/SINGLE ENDED. Симметричные разъёмы интересны тем, что рассчитаны не только на привычные кабели с разъёмами XLR, но и на кабели с разъёмами Jack 6.3мм. Это позволяет, в случае необходимости (которая едва ли возникнет), подключить усилитель к микшерному пульту или прочей профессиональной технике без потребности городить лишние переходники.

Обзор Bryston 4B³

Bryston 4B³

За управление питанием отвечает главный включатель на задней панели, а также кнопка на передней панели, отвечающая за перевод усилителя из режима ожидания в рабочий и обратно. Для возможности включения одним нажатием сразу всех компонентов присутствует триггерный вход/выход. Кроме этого имеется маленькая слегка раздражающая лампочка «Status» на задней панели, которая постоянно светится и днём и ночью, даже тогда, когда усилитель находится в режиме ожидания. Согласно инструкции индикатор состояния «Status» первоначально будет мигать зеленым. Количество вспышек указывает на версию программного обеспечения схемы плавного пуска. Затем усилитель переходит в режим ожидания, а светодиодный индикатор загорается красным, указывая на наличие питания. Во время разгона плавного пуска индикатор состояния станет оранжевым при подключении к источнику питания 60 Гц или красным при подключении к источнику питания 50 Гц. Светодиод состояния светится зелёным, когда процесс плавного пуска заканчивается. Едва ли можно сказать, что эта информация будет крайне важной для пользователя, но что есть то есть.

Как звучит комплект из предусилителя Bryston BP-26 (MPS-2) и усилителя мощности Bryston 4B³

Когда речь заходит о мощности усилителя, то нередко можно услышать такую фразу: «мне не нужен мощный, так как я не слушаю громко». При этом мало кто задумывается, что мощность (наравне с коэффициентом демпфирования) отвечает не только за громкость воспроизведения, но и за контроль акустических систем. Иными словами, мощный усилитель даже на небольшой громкости лучше контролирует перемещение диффузоров динамиков, обеспечивая тем самым более точное воспроизведение. Особенно ценным это качество является в отношении тугих или низко чувствительных акустических систем.

Как и прежде, в качестве источника сигнала будет выступать связка из проигрывателя OPPO и цифро-аналогового преобразователя Chord Qutest. Основными акустическими системами в тесте выступили крупные полочники Acoustic Zen Adagio Junior с честным диапазоном частот от 35 до 25000 Гц.

Итак, неделя в компании стойки аппаратуры от Bryston не прошла зря. За это время у меня успело сформироваться устойчивое мнение относительно характера звучания тестируемых компонентов. Пытаться выделить области влияния на звук по раздельности предварительного усилителя Bryston BP-26 (MPS-2) и усилителя мощности Bryston 4B³ мне кажется не очень целесообразным и чрезмерно трудоёмким занятием. По этой причине все описанные субъективные ощущения от прослушивания будут относиться именно к комплекту усилителей, а не к какой-либо отдельной его части.

Характер звучания очень собранный и мускулистый, что особенно заметно на воспроизведении баса, который как никогда мощный, точный, динамичный и превосходно контролируемый на любых уровнях громкости. Под контролем в данном случае понимаем не только способность должным образом «пнуть» даже самый тугой динамик, но с невероятной лёгкостью мгновенно остановить его, когда сигнал прекращается. Благодаря этой способности, звучание большинства басовитых треков предстаёт перед слушателем на новом уровне чёткости и разборчивости. Низкочастотные детали и рельефность нижнего регистра словно вылезают из под толщи ранее присутствующих призвуков и искажений. Усилителю удавалось собрать и придать должную форму даже самым расхлябанным и чрезмерно мягким низам в некоторых записях. Косвенным образом это отразилось на резонансах комнаты прослушивания, которые ранее ощущались более существенно. Для проверки этого эффекта пришлось ненадолго перенести систему в небольшое помещение, где столь крупные колонки на некоторых частотах заводили помещение и делали прослушивание не столь комфортным. Гул и стоячие волны не пропали, но стали чуть менее назойливыми (весьма странный, неожиданный, но интересный эффект).

От пронзительно точного воспроизведения вокала, на первый взгляд, немного веет прохладой. Но это лишь первое впечатление, появившееся на контрасте после прослушивания более мягких аппаратов. Проведя чуть больше времени наедине в вокальными треками понимаешь, что упомянутая пронзительная точность всё-таки не перерастает в педантичность и отстранённость, хотя и упускает из виду небольшую часть теплоты и бархатистости тембров некоторых исполнителей. Что же напротив значительно улучшилось в интерпретации комплекта Bryston, так это локализация исполнителя в пространстве, которая стала существенно более осязаемая и конкретная.

В случае комплекта из предусилителя Bryston BP-26 (MPS-2) и усилителя мощности Bryston 4B³ собранность звучания не означает сухость. Каждая воспроизводимая нота кажется сочной и состоятельной, что особенно хорошо ощущается при воспроизведении нижнего регистра рояля, который ощущается мощным, полновесным, сочным и бесконечно глубоким. В целом, собранность и точный контроль за чистым воспроизведением каждого звука в подавляющем большинстве случает является весомым преимуществом перед большинством конкурентов. Тем не менее, есть в этой особенности звучания и некоторые подводные камни, которые ощутят лишь те, кто ранее не задумывался о качестве записей в своей коллекции музыки.

Собранность и точность, особенно в области баса, играет злую шутку с некачественными записями, причём ключевую роль тут сыграет не столько формат записи, сколько результат работы звукорежиссёра. Если последний поработал на славу и вложил в записи объём, сочность и мощность, то воспроизведение в интерпретации Bryston способно превзойти даже самые смелые ожидания. Если же звукорежиссёр был полуглухим и успел захлебнуться в бурных потоках своих амбиций и самоуверенности, не уделив должного внимания качеству и экспрессии трека, то не стоит ожидать, что Bryston вытащит третьесортный звук на приемлемый уровень. Плоские записи продолжат быть плоскими, поверхностные не прибавят в весомости, жидкие звуки не станут гуще.

К этой особенности стоит быть готовым, ведь если маломощный мягкий аппарат, наполненный приятными уху искажениями иногда способен исковеркать кривую запись, придавая ей псевдоприятное звучание, то Bryston явно считает это ниже своего достоинства. Править «впуклую» запись «выпуклым» усилителем – это не про усилители Bryston.

Пропустив через комплект усилителей разномастную солянку треков всех жанров и направлений, больше всего нового я открыл в тяжёлых рок направлениях. Разные треки звучали либо привычно хорошо, либо существенно прибавляли в качестве, сохраняя о обоих случаях особую фирменную породистость звучания Bryston. Что же касается тяжёлых направления (рок, метал, альтернатива и пр.), то в этом случае разброс показателей был значительно шире и простирался от однозначных улучшений до небольших разочарований в качестве записи. Ещё раз хочется акцентировать, что разочарование касалось лишь качества записи, а не качества воспроизведения. Огорчили лишь те записи, которые на иных трактах и без этого вызывали некоторые сомнения и звучали не столь открыто, плоско, поверхностно, без взрывной динамики, сочности и драйва, а тракт с участием Bryston лишь расставил все сомнения по своим местам. Как правило, это ощущалось в небольшом смещении тонального баланса в сторону высоких частот на фоне недостаточно сочного нижнего регистра, при этом в целом звук немного прилипал к колонкам. Что же касается треков прибавивших в качестве, то они удивили своей экспрессией открытостью и мускулистостью. Звук вырывался из колонок, и чувствовался всем телом.

Трёхмерная и очень объёмная сцена – кажется об этом уже упоминалось выше, но к этой теме непременно хочется вернутся вновь при прослушивании отстранённых и меланхоличных записей проекта Sigarettes After Sex. Очень простые и незамысловатые мелодии, вгоняющие неподготовленного слушателя в лёгкое недоумение, ровно как и чрезмерно андрогинный голос вокалиста, формировали невероятную картину, объёмности которой можно лишь удивляться. Сцена простирается далеко за пределы акустических систем.

Слушаем взрывные треки All That и Get Low от исполнителя Dillon Francis и удивляемся той энергии, которая вырывается наружу. Цифровой бас ещё никогда не звучал настолько мощно, упруго и сочно, но при этом максимально мускулисто, управляемо и рельефно. Стоит запустить что-то сентиментальное и переполненное тихими эмоциональными моментами, как усилители начинают проявлять себя с самой деликатной стороны, не упуская ни одного мельчайшего нюанса. Хотя, как говорилось выше по тексту, теплота и бархатистость звучания стоят не на первом месте в списке достоинств комплекта, есть одна небольшая хитрость, позволяющая немного подкорректировать эти параметры. Как оказалось, по необъяснимой причине, при переводе переключателя коэффициента усиления из положения 29 дБ на 23 дБ, звучание усилителя становится чуть мягче и лиричнее. Эти метаморфозы не столь глобальны, но для определённого круга слушателей этого будет достаточно, чтобы получить недостающую часть телесности вокала и бархатистости обертонов музыкальных инструментов.

Выводы:

Комплект из предусилителя Bryston BP-26 (MPS-2) и усилителя мощности Bryston 4B³ можно охарактеризовать как точного, мощного, невероятно мускулистого исполнителя, способного справиться с любыми, даже самыми сложными, акустическими системами. По сравнению с большинством конкурентов тут значительно меньше алхимии и аудиофильской эзотерики, но гораздо больше конкретики. Отличный комплект для тех, кто предпочитает просто получать удовольствие от породистого честного звучания вместо бессмысленных философских рассуждений относительно того, насколько натурально слышна «канифоль» на смычке второй скрипки справа в третьем ряду.

Автор: Максим Шмельков