СТРАСТИ ПО АПГРЕЙДУ ВЕРТУШКИ REGA, Ор. 2 (часть I Rega Planar 3) Есть также видео-версия!

Дорогие друзья, любители достойного и правильного звука, мы с Вами уже неоднократно убеждались в том, что лучше изделий английской фирмы Rega могут быть только еще лучшие проигрыватели, усилители, фонокорректоры и т.п. от той же фирмы Rega. При этом мы также безусловно понимаем, что любой более совершенный компонент будет и стоить существенно больше. Отсюда самый простейший апгрейд может выглядеть так: продаем старый аппарат, добавляем денег и приобретаем новый.

А если голова светлая, руки растут откуда надо да и денег не так много, а хочется звук слушать с чувством глубокого удовлетворения? Решение будет не самое простое с точки зрения временных и трудовых затрат, но зато оно обеспечит человеку творческому и умелому чрезвычайно эмоциональную жизнь, наполненную дымом канифоли и стонами сквозь стиснутые челюсти при неправильной подаче сверла. Итак, вновь поговорим об апгрейде виниловых проигрывателей Rega.

Самый первый проигрыватель, с которым состоялось интимное знакомство, был Planar 3 1995 года выпуска из первой официальной поставки компонентов фирмы в Россию в том же далеком году. Головку Elys заменил на Exact ближе к концу девяностых. В остальном проигрыватель оставался неизменным и радовал слух до настоящего времени. Но с появлением тонарма, собранного из запчастей к RB1000 и RB2000, и восстановленной головки Apheta 2 естественный зуд спровоцировал провести апгрейд обеих имеющихся вертушек: упомянутой Planar 3 и звезды YouTub’a – Rega Queen, уже прошедшей глубокую модернизацию. Но обо всем по порядку. И начнем с Planar 3.

План созрел такой: 1. Меняем синхронный двигатель 220 В переменного тока на такой же, но с рабочим напряжением 24 В. Вы помните, что Rega предлагает соответствующий набор для замены двигателя, позволяющий также запитаться вычищенной синусоидой от внешнего блока Neo PSU.

  1. Ставим трёхопорный тонарм RB-303 вместо затягиваемого гайкой снизу (мода из 70-х и 80-х) RB-300. У 303-го существенно лучше дела обстоят с подавлением ненужных резонансов да и внутренняя проводка звучит попрозрачнее. Подпаиваем лишь более современные реговские фоно-кабели.
  2. Заменяем весь узел основного подшипника и субдиска из пластика на полностью металлический от RP6. Меняем черный пассик на белый (благо есть еще в личных запасах).

По технике все, для более привлекательного вида решено было нанести на правую часть стола какой-нить рисунок и приделать алюминиевые прокладки опорных ножек. Сразу оговорюсь на звук эта косметика никак не влияет даже ножки.

Начали с рисунка. Мой сатаринный друг и коллега, по совместительству отличный художник и промышленный дизайнер, рисовавший усилители на промокашках еще в шестом классе общеобразовательной школы, Виген предложил стилизованное изображение герба графства Эссекс, где у фирмы завод. Принято и сделано. Как получилось – судите сами по фоткам. Для нанесения печати промышленным способом проигрыватель был полностью разобран.

Вот так получилось, стало веселее – здесь проигрыватель уже полностью собран

Теперь замена тонарма – остановимся на этом подробно.

Тут есть нюансы. Для начала надо просверлить дырочки глубиной до 1 см под саморезы вокруг старого посадочного отверстия в столе.

Чуть не забыл упомянуть самое главное: вся геометрия проигрывателей из прошлого тысячелетия не изменилась и в 21-м веке. Эффективная длина тонарма осталась равной 222 мм, а его эффективная масса чуть менее 10 г. Вынос такой же, высота и т.д. Причем это справедливо для всей линейки вертушек фирмы. Отсюда следует простейший вывод – апгрейду поддаются проигрыватели Rega, произведенные несколько десятилетий назад, никакие существенные переделки не требуются. Этот тренд, говоря современным языком, продолжается сегодня и фирма пока не планирует его заменять другим подходом. Rega остается с Вами на века, если конечно Вы сами того пожелаете.

 

Разметил и конечно промахнулся, пришлось все заделать и снова сверлить

Так вот, приложил трафарет из комплекта поставки тонарма, разметил стол под будущие отверстия и, проверив все семь раз, засверлился. Есть нюанс: трафарет надобно накладывать и совмещать с уже имеющимися посадочными отверстиями до монтажа нового мотора, он будет мешать – есть шанс промахнуться. В этом деле смещение на 1 мм неминуемо скажется на звуке, появятся пусть едва, но все же едва слышимые и посему до потери пульса раздавливающие мозг искажения. Далее все просто, приклеиваем… новый мотор. Именно в такой последовательности, т.к. без тонарма это сделать будет намного проще. Данный процесс был подробно рассмотрен ранее применительно к Rega Queen, поэтому внимания не заслуживает.

 

Старый мотор с подвесом на резинке слева и новый справа

Но и здесь есть нюансы. Перед монтажом мотора приделаем к его нижнему подшипнику стаканчик с подпружиненным стальным шариком для предотвращения хаотического возвратно-поступательного перемещения вала двигателя во время работы, просто не тот случай. Привносим в стаканчик без фанатизма густую смазку, например, литол-24, главное, чтобы такая смазка со временем этот стаканчик не разъела, вставляем пружинку, ставим на нее шарик и приклеиваем все это хозяйство к корпусу мотора обычным моментальным клеем, предварительно место склеивания обезжирив.

Все описанные стадии манипуляций по апгрейду моторчика

И только теперь монтируем новый тонарм с уже перепаянными фоно-кабелями и прикручиваем его саморезами с усилием в 40 Нм (ТУ производителя). Перетяжка резьбовых соединений в виниловых делах также вредна для звука, как и их недотяжка. В первом случае звук становится сухим и зажатым, во втором разгильдяйски дряблым и несфокусированным. Скобу крепления фоно кабелей берем из набора RB303, т.к. старая с архивного проигрывателя под один саморез не охватит более толстые новые провода.

Теперь настал черед замены приводного диска. При этом стакан основного опорного подшипника можно не менять, если он не износился. При желании его рекомендуется хорошо почистить спиртом от старой смазки. Новой смазки (гипойдное масло W80 или аналогичное) добавить в шахту корпуса подшипника не более трех капель. Вставляем штифт нового диска в шахту и закручиваем диск. Он должен очень медленно опуститься до шарика, который Вы не забыли извлечь, хорошо протереть и бросить на дно шахты.

   

Надеваем белый пассик, заклеиваем старые дырки, устанавливаем правильную прижимную силу и слушаем

Поскольку пластинку нельзя проиграть достойно на приводном диске, обязательно не забываем установить новый двухслойный стеклянный диск. Планшайба из двух видов стекла, да еще с клеящим слоем между ними – настоящий триплекс, будучи композитом, практически лишена собственных резонансов. Именно это нам и надо. Войлочный матик из натуральной английской овечьей шерсти поставляется вместе с диском.

Все, осталось лишь подключить к системе. Что и делаем у нас в офисе. Звук получаем при помощи усилителя Brio и колонок AperturA Swing. Воспринимаем его и пытаемся доказать близким, что вкусный ужин дома несколько задерживается. Задача трудная, но это именно тот случай, когда духовная пища явно берет верх над привычно традиционной. Машинка заиграла существенно лучше своего изначального состояния. Воздух, естество звучания, нюансировка – есть все. Например, легко замечаешь разницу в интерпретации Концерта для трио с оркестром, Ор. 56, в исполнении Давида Ойстраха, Льва Оборина и Святослава Кнушевицкого и версии с тем же Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Святославом Рихтером. Что еще надо для полного счастья? Поверьте на слово – ничего!

Но всегда есть НО. В данном случае НО обусловлено материалом и конструкцией корпуса вертушки. И это заметно сказывается на звуке, который если и сравнялся, а в чем-то несколько превзошел звучание Р3 от сего дня, но явно не дотянул до Р6 несмотря на то, что головку, как уже говорилось, поставили Exact вместо Elys 2, а блок питания задействовали Neo PSU – мотор то теперь на 24 В переменного тока позволяет. Корпус современной шестерки изготовлен из вспененного полиуретана, ламинированного жестким пластиком и усиленный двумя пластинами, одна из которых изготовлена из алюминия. Такая конструкция придает столу потрясающую жесткость при сниженном весе. В 1995 году так не делали. Хотя Рой Ганди, будучи опытнейшим механиком и электронщиком, прекрасно понимал с самого основания фирмы, т.е. с первой половины 70-х, что стол должен быть как можно легче и жестче, а материал диска должен иметь достаточно большую удельную плотность с как можно более высоким коэффициентом восстановления. Этого канонического соотношения позволили добиться исключительно современные материалы и технологии.

Все остальные выводы в статье Страсти по апгрейду вертушки Rega, Op. 2 (часть II Rega Queen).